Текст
Руку на сердце положа:
Я не знатная госпожа!
Я - мятежница лбом и чревом.
Каждый встречный, вся площадь, - все!
-Подтвердят, что в дурном родстве
Я с своим родословным древом.
Кремль! Черна чернотой твоей!
Но не скрою, что всех мощней
Преценнее мне - пепел Гришки!
Если ж чепчик кидаю вверх,
-Ах! не - так же ль кричат на всех
Мировых площадях - мальчишки?!
Да, ура! - За царя! - Ура!
Восхитительные утра
Всех, с начала вселенной, въездов!
Выше башен летит чепец!
Но - минуя литой венец
На челе истукана - к звездам!
21 мая 1920 года
📝 В стихотворении Цветаева в полуоткрытой форме выражает свой протест советской власти, которую она за глаза называла «бунтом сатанинских сил». Написаны строки в 1920 году, когда Цветаевой было в чём упрекнуть Советы, кроме идеологии, ведь в это время поэтесса ждала разрешения на выезд за границу к мужу Сергею Эфрону. Кстати, ждала заветной бумажки Марина ещё несколько лет, до 1922 года.
☝ Начинается стихотворение фразеологизмом про руку на сердце, задающим искренний тон всему произведению. Это устойчивое выражение говорит об искренности строк, что в будущем станет ещё одной каплей в колодец неприязненных отношений с советской властью.
Мятежная Цветаева
В начале поэтесса отрицает своё отношение к знати, признавая себя мятежницей, что близко к истине:
Я не знатная госпожа!
Я - мятежница лбом и чревом.
☝ Это отступление важно для понимания сути Цветаевой – она не причисляет себя к особам голубой крови, а просто не может принять сердцем новую власть, становясь на путь литературного мятежа. Подтверждает отрицание знати и «дурное родство со своим родословным деревом» - дочь профессора и пианистки не имела до революции «голубых» титулов.
😡 В строках ниже Марина обращается к Кремлю, отмечая его черноту – черноту власти и черноту настоящего. Недаром строкой ниже вы видим, как поэтесса признаёт прах Григория Распутина ценней всего настоящего – всех сегодняшних кремлёвских «мощей».
Но не скрою, что всех мощней
Преценнее мне - пепел Гришки!
Сарказм и сравнение
☝ В следующем четверостишье Цветаева сравнивает нынешнюю власть с мальчишками – она кидает вверх чепчик, как делают мальчишки на площадях мира, приветствуя советскую власть. Далее немного сарказма и завершается стихотворение сравнением нынешней власти с истуканом с литым венцом на челе.
Строки относительно сложны для восприятия, как и многие другие стихи среднего и позднего периода творчества, но они явно показывают талант Цветаевой и её умение тонко смеяться, когда на душе горько и не скрывать своего мнения, играя на лезвие ножа.
Кричали женщины ура
И в воздух чепчики бросали…
(«Горе от ума» Грибоедов)