Эпитет - определение при слове, влияющее на его выразительность, красоту произношения.
Беспощадный поэт Владимир Маяковский использует в стихотворениях, не только метафоры, но и эпитеты. Они как могут придают стихам мелодичности и художественной красоты, плюс дарят звучанию строф внутреннее наполнение.
Рассмотрим на примерах эпитеты из трех произведений поэта – это:
- Послушайте.
- Скрипка и немножко нервно.
- Хорошее отношение к лошадям.
Попытаемся раскрыть смысл определений для существительных, что поможет лучше понять стихи поэта-бунтаря.
Послушайте
В стихотворении «Послушайте», написанном в 1914 году, Маяковский несколько отступает от своей суровости и разбавляет творчество лирическими нотками. Как нельзя кстати тут используются эпитеты, ведь без них поэту нечего делать в данном жанре.
Рассуждать о вечном, о звездах автору помогают определения:
- Жилистую руку.
- Полуденной пыли.
- Ходит тревожный, но спокойный.
Конечно, Послушайте – это не есенинская лирика, но для Маяковского это почти преступление)).
В эпитете «жилистая рука» определением является первое слово, определяемым второе. Оно показывает, что с Богом можно говорить на равных, у него не только собраны все нити человеческой жизни, но и жилистые руки. Это посыл к Библии, где сказано «Человек создан по образу и подобию Бога».
Эпитет «полуденная пыль» показывает, что жизнь человека суета сует и только обращение (вера, стремление?) к высшим силам даёт ему надежду. Это не обязательно должен быть Бог, вряд ли Маяковский часто посещал церковь, но это нечто высшие, что дарит не только биение сердца, но и возможность творить.
И, надрываясь
в метелях полуденной пыли,
врывается к богу,
Скрипка и немножко нервно
Стих «Скрипка и немножко нервно» считается стихотворной шарадой, ребусом, который приходится разгадать читателю. Из строк видно одиночество поэта, в 1914 году судьба ещё не подарила ему Лилю Брик. Они познакомятся только через год, пока же Маяковский томиться от отсутствия славы и женского тепла.
В строфах автор использует тропы:
- Геликон меднорожый.
- Разревелась по-детски.
- Деревянная невеста.
- Глупая тарелка.
- Чужо смотрел.
Эпитеты помогают передать атмосферу ресторана, где плачет скрипка (собственная печаль) и над ней потешаются другие инструменты оркестра.
Оркестр чужо смотрел, как
выплакивалась скрипка.
Не себя ли видит поэт в роли скрипки, не окружающий мир, который его не понимает, есть оркестр? Эпитет «чужо смотрел» показывает непонимание творческого человека окружающими, а фраза «разревелась по-детски» говорит об искренности чувств творческой личности а ля скрипки.
Хорошее отношение к лошадям
В стихе «Хорошее отношение к лошадям» эпитеты помогают передать тоску лошади, которая есть символ трудового человека. Это крик души трудяги, который всю жизнь батрачит, как ломовая лошадь, а получает в награду только плети.
В строфах использованы эпитеты:
- Общая звериная тоска.
- Глаза лошадиные.
- Рыжий ребенок.
Они как на фото передают лошадиную тоску и помогают вызвать сострадание не только к животному, но и к его праправнуку – рабочему человеку.
Подошел
и вижу
глаза лошадиные…
Отметим, что тропы лирического определения чаще встречаются в тех стихах Маяковского, где он пытается выжать из себя лирику, как кондитер выживает из лимона сок для бисквита.
Эпитеты в таблице
Стих |
Эпитеты |
Послушайте |
Жилистую руку. Ходит тревожный, но спокойный. Полуденной пыли. |
Скрипка и немножко нервно |
Геликон меднорожый. Разревелась по-детски. Деревянная невеста. Глупая тарелка. Чужо смотрел. |
Хорошее отношение к лошадям |
Общая звериная тоска. Глаза лошадиные. Рыжий ребенок. |