Маяковский и Есенин

Полный текст

Вы ушли,
      как говорится,
             в мир в иной.
Пустота…
      Летите,
         в звезды врезываясь.
Ни тебе аванса,
         ни пивной.
Трезвость.

Нет, Есенин,
        это
         не насмешка.
В горле
    горе комом —
            не смешок.
Вижу —
     взрезанной рукой помешкав,
собственных
        костей
           качаете мешок.

Развернуть

— Прекратите!
        Бросьте!
            Вы в своем уме ли?
Дать,
   чтоб щеки
        заливал
             смертельный мел?!
Вы ж
   такое
      загибать умели,
что другой
      на свете
          не умел.
Почему?
     Зачем?
        Недоуменье смяло.
Критики бормочут:
          — Этому вина
то…
  да сё…
      а главное,
           что смычки мало,
в результате
       много пива и вина. —
Дескать,
     заменить бы вам
                богему
                  классом,
класс влиял на вас,
            и было б не до драк.
Ну, а класс-то
         жажду
           заливает квасом?
Класс — он тоже
         выпить не дурак.
Дескать,
    к вам приставить бы
        ‎    кого из напосто̀в —
стали б
    содержанием
           премного одарённей.
Вы бы
   в день
      писали
          строк по сто́,
утомительно
       и длинно,
            как Доронин.
А по-моему,
      осуществись
             такая бредь,
на себя бы
      раньше наложили руки.
Лучше уж
     от водки умереть,
чем от скуки!
Не откроют
      нам
        причин потери
ни петля,
     ни ножик перочинный.
Может,
    окажись
        чернила в «Англетере»,
вены
   резать
       не было б причины.
Подражатели обрадовались:
               бис!
Над собою
     чуть не взвод
            расправу учинил.
Почему же
      увеличивать
            число самоубийств?
Лучше
    увеличь
        изготовление чернил!
Навсегда
     теперь
        язык
           в зубах затворится.
Тяжело
    и неуместно
           разводить мистерии.
У народа,
     у языкотворца,
умер
   звонкий
       забулдыга подмастерье.
И несут
     стихов заупокойный лом,
с прошлых
      с похорон
           не переделавши почти.
В холм
    тупые рифмы
           загонять колом —
разве так
     поэта
        надо бы почтить?
Вам
  и памятник еще не слит, —
где он,
   бронзы звон
          или гранита грань? —
а к решеткам памяти
           уже
             понанесли
посвящений
       и воспоминаний дрянь.
Ваше имя
     в платочки рассоплено,
ваше слово
      слюнявит Собинов
и выводит
      под березкой дохлой —
«Ни слова,
      о дру-уг мой,
            ни вздо-о-о-о-ха.»
Эх,
  поговорить бы и́наче
с этим самым
       с Леонидом Лоэнгринычем!
Встать бы здесь
        гремящим скандалистом:
— Не позволю
       мямлить стих
               и мять! —
Оглушить бы
       их
         трехпалым свистом
в бабушку
      и в бога душу мать!
Чтобы разнеслась
         бездарнейшая по́гань,
раздувая
     темь
       пиджачных парусов,
чтобы
    врассыпную
          разбежался Коган,
встреченных
       увеча
          пиками усов.
Дрянь
    пока что
        мало поредела.
Дела много —
        только поспевать.
Надо
   жизнь
      сначала переделать,
переделав —
       можно воспевать.
Это время —
       трудновато для пера,
но скажите
      вы,
        калеки и калекши,
где,
  когда,
     какой великий выбирал
путь,
   чтобы протоптанней
              и легше?
Слово —
     полководец
           человечьей силы.
Марш!
    Чтоб время
          сзади
             ядрами рвалось.
К старым дням
        чтоб ветром
              относило
только
    путаницу волос.
Для веселия
       планета наша
            ‎  мало оборудована.

Надо
   вырвать
       радость
           у грядущих дней.
В этой жизни
       помереть
            не трудно.
Сделать жизнь
        значительно трудней.

1926 год.


📝 В массовом сознание бытует блеф, что Маяковский и Есенин просто ненавидели друг друга, так как оба являлись поэтами-глыбами того времени и не имели ничего общего по стилю и подаче своего творчества. Это далеко не так, поэтому сегодня мы проведем анализ стихотворения «Сергею Есенину» и заглянем под ширму отношений двух поэтов, так как нельзя отрывать реал от строк для понимания последних.

Маяковский & Есенин

Первый миф – это откровенно враждебное отношение друг к другу на поэтическом вечере в 1923 году, когда Есенин и Маяковский вступили в поэтическую «перестрелку» и соревновались друг с другом меткостью слога и остротой рифмы. Это лишь творческий вечер двух страстных до поэзии поэтов и никакой вражды нос в нос на нем не было, что хорошо заметно даже в известном сериале «Сергей Есенин».

Да, изначально Есенин Маяковскому не понравился, но разве тот червонец? Вот что пишет Владимир в 1926 году уже после смерти Сергея:

«Есенина я знал давно — лет десять, двенадцать. В первый раз я его встретил в лаптях и в рубахе с какими-то вышивками крестиками. Это было в одной из хороших ленинградских квартир. Зная, с каким удовольствием настоящий, а не декоративный мужик меняет свое одеяние на штиблеты и пиджак, я Есенину не поверил. Он мне показался опереточным, бутафорским.»

Однако уже немного спустя, ознакомившись с работами Есенина Маяковский резюмирует:

«Чертовски талантлив».

Единственная точка их конфликта – это взаимная критика, но это вполне естественно, учитывая абсолютно разные стили и взгляды поэтов. Между тем критика не переходила на личности – они критиковали творчество друг друга, но сохраняли взаимное уважение.

Обращение к Есенину

В стихе «Сергею Есенину», написанном в 1926 году (напомним, Сергей умер в декабре 1925 года, в гостинице Англетер), Маяковский обращается к Есенину, как к живому, но ушедшему человеку.

Вы ушли,
      как говорится,
             в мир в иной.
Пустота…
      Летите,
         в звезды врезываясь.

В произведении есть немного упрека (например, упрек пивной), но он не со злости, просто так один поэт видит причину гибели своего коллеги.

Уважение чувствуется:

Вы ж

   такое
      загибать умели,
что другой
      на свете
          не умел.

Основной массив стихотворения – это попытка разобраться, почему погиб Есенин, в чем он допустил ошибку. Это нужно для того, чтобы не повторить её самому и уберечь от гибели других. Не получится на 100%, так как и Маяковского ждет неестественная смерть от выстрела себе в голову на фоне любви к Брик.

Оба погибли от любви, Есенин от любви к жизни, Маяковский от любви к женщине.

Финальные строки произведения:

В этой жизни
       помереть
            не трудно.
Сделать жизнь
        значительно трудней.

Они откровенно перекликаются с финальными строчками последнего стиха Есенина «До свиданья, друг мой»:

В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.

Даже рифмовка у Маяковского сохранилась есенинская, так что смерть одного не разлучила поэтов-соперников, которые в реале хорошо относились друг к другу, хотя и имели творческие споры.

 
 

Анализ средств выразительности

В стихотворении используется большое количество троп, помогающим Маяковскому передать через строки свои переживания и видения причин смерти Есенина.

Много метафор:

  1. Собственных костей мешок.
  2. Гремящий скандалист.
  3. Путаница волос.
  4. В звезды врезаясь.
  5. Вырвать радость у дней и т д.

Не меньше ярких эпитетов:

  1. Звонкий забулдыга.
  2. Грядущие дни.
  3. Старые дни
  4. Бездарнейшая погонь.
  5. Трехпалый свист и т п.

Также отметим в стихе сравнение «вы бы… писали… как Доронин», просторечья (бредь, помешкав), гиперболу (в день писали строк по 100) и аллегорию (мир иной).

Есть в произведении устаревшие слова (погань, премного), которыми Маяковский показывает деревенские корни Есенина, сюда же приложим разговорную лексику (выпить не дурак) и несколько риторических восклицаний (Не позволю! Бросьте! Прекратите!).

Читает стих Тимур Султанов

Развернуть