Нищий на подаянии

Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное...

Текст

У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.

Развернуть

Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку.

Так я молил твоей любви
С слезами горькими, с тоскою;
Так чувства лучшие мои
Обмануты навек тобою!

1830 год.


😢 Людское равнодушие и черствость к ближнему всегда были предметом укора среди людей, но век сменяет век, а ничего не меняется – многие снова и снова кладут камень в руку, протянутой за куском хлеба. Почему?

Стихотворение «Нищий», написанное юным Лермонтовым в 1830 году, поднимает проблему отсутствия у людей эмпатии, недостаток любви к ближнему, когда чужая нищета вызывает смех и сарказм.

Стих занимает важное место в лирике Михаила Юрьевича, хотя волею судьбы и был издан только в 1844 году, уже после смерти поэта.

Рождение произведения

📝 Стихотворение появилось не на пустом месте фантазии, а имеет в основе реальную историю посещения юным поэтом Свято-Троицкой Сергиевой Лавры летом 1830 года. Там Лермонтов услышал рассказ одного из нищих о том, как он просил подаяния и ему вместо хлеба положили камень. Михаил узнал себя в этом рассказе, эта «шутка» была на его совести, и жесткой плетью ударила по душе, родив от стыда поэтическое вдохновение.

Также отсыл к камню в виде милостыни нищему есть в Библии, где в Евангелии от Луки, в стихе 11 есть фраза:

«Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень?»

💔 Оказывается, подают, за что и следует наказание еще при жизни. Лермонтов убедился в этом сам, что нашло отражение в третьей строфе, где пишется о безответной любви к красавице Наташе Сушковой, которая была на 2 года старше Лермонтова и не воспринимала его чувств всерьез.

Так я молил твоей любви
С слезами горькими, с тоскою…

☝ Вот вам и обратка – начала Миша пошутил с камнем нищему, потом уже и девушка положила камень в протянутую руку любви Лермонтова. Круг замкнулся, грех был наказан грешнику ещё при жизни, тем самым очистив его и дав в руки перо, чтобы написать стихотворение.

Камень вместо хлеба

Произведение состоит из трех катренов, с последним из них мы разобрались – он посвящен обиде на девушку, отвергнувшей его любовь (положившей камень в сердце), поэтому рассмотрим первые два четверостишия.

😢 В первой строфе мы видим у ворот святой обители бедняка, просящего подаяние, так как он голоден и страдает от жажды.

Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья…

👀 Его взгляд полон муки, а страдания отражаются на истощенном лице, как печать, но кто-то кладет в его дрожащую руку не хлеб, а камень. Кто это был мы знаем из начала анализа, как он за это расплатился рассказано тоже (отказ в любви, если коротко).

И кто-то камень положил
В его протянутую руку…

☝ Вывод – если хотите, чтобы люди проявляли эмпатию к вам, то не кладите в руку просящего хлеб камень. Мир устроен так, что все возвращается, поэтому дающему добро вернется добро, а черствому возвратится черствость.

 
 

Жанр, рифма, композиция и тропы

📝 Стихотворение написано четырехстопным ямбом в жанре элегической притчи, где показана черствость людей и ответ за это в карму шутника-сухаря.

Композиция состоит из трех строф и двух частей, где в первой показана история с камнем в руке нищего, а во второй отвергнутая любовь.

Рифмовка перекрестная (святой – подаянья – живой – страданья), где в первых двух катренах сочетается открытая и закрытая рифма, а в третьем четверостишии все окончания слов открытые (заканчиваются на гласную).

Художественные выразительные средства:

  1. ✔ Эпитеты (обитель святая, бедняк иссохший, протянутая рука, слезы горькие).
  2. ✔ Метафора (живая мука).
  3. ✔ Инверсии (обители святой и т д.).

Также Лермонтовым используется смысловая антитеза «хлеб – камень» - первый олицетворяет добро и любовь, второй зло и нелюбовь.

💕 Завершим анализ рекомендацией прочитать ещё одну лермонтовскую элегию «Выхожу я ночью на дорогу», где лирический герой Лермонтова страдает от ночного одиночества и передает нам сквозь время образ своей печали.

Читает Д Воденников

Развернуть