Некрасов Муза

Полный текст

Нет, Музы ласково поющей и прекрасной
Не помню над собой я песни сладкогласной!
В небесной красоте, неслышимо, как дух,
Слетая с высоты, младенческий мой слух
Она гармонии волшебной не учила,
В пеленках у меня свирели не забыла,
Среди забав моих и отроческих дум
Мечтой неясною не волновала ум
И не явилась вдруг восторженному взору
Подругой любящей в блаженную ту пору,
Когда томительно волнуют нашу кровь
Неразделимые и Муза и Любовь...

Но рано надо мной отяготели узы
Другой, неласковой и нелюбимой Музы,
Печальной спутницы печальных бедняков,
Рожденных для труда, страданья и оков, —
Той Музы плачущей, скорбящей и болящей,
Всечасно жаждущей, униженно просящей,
Которой золото — единственный кумир...

В усладу нового пришельца в божий мир,
В убогой хижине, пред дымною лучиной,
Согбенная трудом, убитая кручиной,
Она певала мне — и полон был тоской
И вечной жалобой напев ее простой.
Случалось, не стерпев томительного горя,
Вдруг плакала она, моим рыданьям вторя,
Или тревожила младенческий мой сон
Разгульной песнею... Но тот же скорбный стон
Еще пронзительней звучал в разгуле шумном.
Всё слышалося в нем в смешении безумном;

Расчеты мелочной и грязной суеты,
И юношеских лет прекрасные мечты,
Погибшая любовь, подавленные слезы,
Проклятья, жалобы, бессильные угрозы.
В порыве ярости, с неправдою людской
Безумная клялась начать упорный бой.
Предавшись дикому и мрачному веселью,
Играла бешено моею колыбелью,
Кричала: «Мщение!» — и буйным языком
В сообщники свои звала господень гром!

В душе озлобленной, но любящей и нежной
Непрочен был порыв жестокости мятежной.
Слабея медленно, томительный недуг
Смирялся, утихал... и выкупалось вдруг
Всё буйство дикое страстей и скорби лютой
Одной божественно-прекрасною минутой,
Когда страдалица, поникнув головой,
«Прощай врагам своим!» — шептала надо мной...

Так вечно плачущей и непонятной девы
Лелеяли мой слух суровые напевы,
Покуда наконец обычной чередой
Я с нею не вступил в ожесточенный бой.
Но с детства прочного и кровного союза
Со мною разорвать не торопилась Муза:
Чрез бездны темные Насилия и Зла,
Труда и Голода она меня вела —
Почувствовать свои страданья научила
И свету возвестить о них благословила...

1852 год.


📝 В стихотворении «Муза» Некрасов размышляет над источниками своего горестного вдохновения и завуалировано показывает читателю этапы своей жизни – от горестного детства до настоящего.

Стих написан в 1852 году, когда Николаю Алексеевичу 30 лет (родился поэт в конце 1821 года), но он уже возглавляет журнал «Современник» на паях с Панаевым, с официальной женой которого совместно проживает с 1847 года.))

Некрасов в 1852 году

💥 В это время российская власть во главе с Николаем I напугана французской революцией, поэтому вводится жесткая цензура, что усложняет работу «Современника». Некрасову приходится балансировать между цензорами и литераторами, пытаясь не опустить журнал до серой безвкусицы, но и не дергать кота власти за позолоченные усы.

На собственное же творчество Николая Алексеевича вдохновляет ни нежность лиры, ни яркие вспышки страсти, а русский народ, тоска о котором навсегда поселилась в сердце поэта.

Некрасов уже прошел в своей жизни этап полной нищеты и знает каково это, и пусть на момент написания стиха финансовое положение литератора улучшилось, ему известно ощущение жизни в долг, и он понимает, что так живет две трети России.

Коротко о сюжете

✨ Основная тема стихотворения – это создание образа Музы, которая вдохновляет поэта на творчество. Это Муза – страдающая Россия, нищенство крестьян и ярмо на шее села. Про это пишет Некрасов, об этом кричит в своих литературных произведениях.

Нет, Музы ласково поющей и прекрасной
Не помню над собой я песни сладкогласной!

☝ В первой строфе лирический герой, он же сам Николай Алексеевич, возвращается в своё детство и напоминает, что Муза не забыла в его детской постели волшебной свирели, он сам искал, страдал, падал, поднимался и шел на будущую вершину своего творчества.

В пеленках у меня свирели не забыла…

😢 Однако розовое детство мимолетно и вот уже юноша Некрасов начинает видеть мир по-другому, и Муза приобретает для него образ скорбящий и плачущий. Эта его Муза вечно униженно просит и жаждет, превознося золото в единственного кумира, потому что от него часто зависит количества хлеба на крестьянском столе.

Именно она стала его Музой, она направила руку на бумагу, она наполнила чернильницу и вылила из неё строки страдания.

Так вечно плачущей и непонятной девы
Лелеяли мой слух суровые напевы…

💕 Так и пошли они вместе по дороге жизни – поэт и Муза, исполненная людского страдания, которая открыла глаза Некрасову на реальное положение дел и сделала его певцом русского народа.

Чрез бездны темные Насилия и Зла,
Труда и Голода она меня вела…

В этом долгом пути родились великие произведения, где народ России показан без позолоты, такой, какой он есть – в тисках постоянной нужды и в ярме тяжкого труда.

 
 

Жанр, размер, рифма и тропы

📝 Стихотворение написано ямбом в жанре философско-гражданской лирики, где строки легли на бумагу в ключе реализма, показывая нищету и плач русского народа в образе Музы поэта.

Рифмовка смежная (прекрасной – сладкогласной – дух – слух), где рифмуются соседние строчки. Рифмы женские, реже мужские.

Художественные средства выразительности:

  1. ✔ Эпитеты (песня сладкогласная, небесная красота, печальная спутница, печальные бедняки, скорбный стон, подавленные слезы и т д.).
  2. ✔ Олицетворения (погибшая любовь, играла колыбелью, шептала надо мной).
  3. ✔ Метафоры (печальная спутница бедняков, подруга любящая, кровный союз и т д.).

Также в стихотворении много инверсий, с их помощью автор подчеркивает страдания Музы, делает текст более напевным и решает проблемы с рифмовкой отдельных строк.

😢 Завершая тему народных страданий, рекомендуем прочитать стих Некрасова «Страда», написанный в 1862 году, уже после Манифеста Александра II, и хорошо показывающий тяжкий труд русской крестьянки.

Читает Лев Литвинов