Любовная лирика Мандельштама

Текст

Не спрашивай: ты знаешь,
Что нежность безотчетна
И как ты называешь
Мой трепет — все равно;

Развернуть

И для чего признанье,
Когда бесповоротно
Мое существованье
Тобою решено?

Дай руку мне. Что страсти?
Танцующие змеи.
И таинство их власти —
Убийственный магнит!

И змей тревожный танец
Остановить не смея,
Я созерцаю глянец
Девических ланит.

1911 год.


💕 Классическим примером любовной лирики является стихотворение Осипа Мандельштама «Не спрашивай: ты знаешь», написанное на раннем этапе творчества, в 1911 году. Стих пишется 20-летним поэтом, которому ещё далеко до всеобщего признания, но он уверенно движется на поэтический Олимп.

Мандельштам в 1911 году

✨ В период с 1908 по 1910 год Осип учился в Гейдельбергском университете и в Сорбонне, где слушал лекции Бедье и Бергсона. На этом этапе жизни Мандельштам сошелся с Гумилевым и начал увлекаться французской поэзией, в частности, Бодлером.

Обучение в Европе заканчивается в 1911 году, когда семья Мандельштамов разоряется и им нечем платить за дорогое европейское образование. Это стало причиной крещения Осипа в Выборге, так как помогло ему поступить на историко-филологический факультет Петербургского универа, обойдя квоту на иудеев (была и такая тогда).

В этом же году Мандельштам знакомится с Ахматовой (спасибо Гумилеву), теплые отношения с которой сохранит до смерти.

💕 На этом фоне и пишется стих, жанр которого достаточно редко встречается в лирике Осипа Эмильевича.

Краткий анализ

☝ В первом катрене доминирует мысль о безотчетности нежности, когда лирический герой обращается к неизвестной девушке с этим утверждением.

Не спрашивай: ты знаешь,
Что нежность безотчетна…

При этом он настолько уверен в своей правоте, что ему все равно, как она называет его нежный трепет.

😢 Минорные нотки появляются во втором катрене, где герой уверен, что его чувства будут отторгнуты девушкой – зачем тогда признание, зачем трата времени?

Строфа №3 сравнивает страсти человека со змеями, таинство которых притягивает убийственным магнитом:

И таинство их власти —
Убийственный магнит!

👼 Финальный катрен все ставит на свои места – лирический герой не смеет останавливать свой страстный порыв к девушке, но сохраняет его внутри себя, а внешне лишь созерцает девичьи ланиты.

Я созерцаю глянец
Девических ланит…

💕 Как известно, Мандельштам был влюбчивым человеком, но всегда с уважением относился к женщинам, не причиняя им боли, даже когда бывал отвергнут со своими чувствами. Собственно, об этом и стих.

 
 

Тема, композиция и средства выразительности

☝ Основная тема стихотворения – это любовь и умение сохранять уважение к женщине, даже когда ты отвергнут.

Композиция развивается линейно, события в произведении сменяют одно другое и не повторяются.

Рифмовка сложная, когда рифмуются первая и третья строчки катрена, а также последние строки соседних строф (знаешь – безотчетна – называешь – равно, признанье – бесповоротно – существованье – решено).

Средства художественной выразительности:

  1. ✔ Эпитеты (тревожный танец, танцующие змеи, девические ланиты).
  2. ✔ Олицетворение (нежность безотчетна).
  3. ✔ Сравнение (страсти – танцующие змеи).
  4. ✔ Метафора (таинство их власти – убийственный магнит).

Отметим также восклицание в третьем катрене и риторический вопрос в этой же строфе.

💕 Несмотря на то, что любовная лирика это не основной жанр Мандельштама, о любви он писал много и красиво, а иногда и гневно по отношению к себе. Пример последнего стих «Я ненавижу свет», написанный в 1912 году. Рекомендуем прочесть и акцентируйте внимание на финальном катрене произведения.

Читает Виталий Макаров

Развернуть