Текст
Не спрашивай: ты знаешь,
Что нежность безотчетна
И как ты называешь
Мой трепет — все равно;
Развернуть
И для чего признанье,
Когда бесповоротно
Мое существованье
Тобою решено?
Дай руку мне. Что страсти?
Танцующие змеи.
И таинство их власти —
Убийственный магнит!
И змей тревожный танец
Остановить не смея,
Я созерцаю глянец
Девических ланит.
1911 год.
💕 Классическим примером любовной лирики является стихотворение Осипа Мандельштама «Не спрашивай: ты знаешь», написанное на раннем этапе творчества, в 1911 году. Стих пишется 20-летним поэтом, которому ещё далеко до всеобщего признания, но он уверенно движется на поэтический Олимп.
Мандельштам в 1911 году
✨ В период с 1908 по 1910 год Осип учился в Гейдельбергском университете и в Сорбонне, где слушал лекции Бедье и Бергсона. На этом этапе жизни Мандельштам сошелся с Гумилевым и начал увлекаться французской поэзией, в частности, Бодлером.
Обучение в Европе заканчивается в 1911 году, когда семья Мандельштамов разоряется и им нечем платить за дорогое европейское образование. Это стало причиной крещения Осипа в Выборге, так как помогло ему поступить на историко-филологический факультет Петербургского универа, обойдя квоту на иудеев (была и такая тогда).
В этом же году Мандельштам знакомится с Ахматовой (спасибо Гумилеву), теплые отношения с которой сохранит до смерти.
💕 На этом фоне и пишется стих, жанр которого достаточно редко встречается в лирике Осипа Эмильевича.
Краткий анализ
☝ В первом катрене доминирует мысль о безотчетности нежности, когда лирический герой обращается к неизвестной девушке с этим утверждением.
Не спрашивай: ты знаешь,
Что нежность безотчетна…
При этом он настолько уверен в своей правоте, что ему все равно, как она называет его нежный трепет.
😢 Минорные нотки появляются во втором катрене, где герой уверен, что его чувства будут отторгнуты девушкой – зачем тогда признание, зачем трата времени?
Строфа №3 сравнивает страсти человека со змеями, таинство которых притягивает убийственным магнитом:
И таинство их власти —
Убийственный магнит!
👼 Финальный катрен все ставит на свои места – лирический герой не смеет останавливать свой страстный порыв к девушке, но сохраняет его внутри себя, а внешне лишь созерцает девичьи ланиты.
Я созерцаю глянец
Девических ланит…
💕 Как известно, Мандельштам был влюбчивым человеком, но всегда с уважением относился к женщинам, не причиняя им боли, даже когда бывал отвергнут со своими чувствами. Собственно, об этом и стих.
Тема, композиция и средства выразительности
☝ Основная тема стихотворения – это любовь и умение сохранять уважение к женщине, даже когда ты отвергнут.
Композиция развивается линейно, события в произведении сменяют одно другое и не повторяются.
Рифмовка сложная, когда рифмуются первая и третья строчки катрена, а также последние строки соседних строф (знаешь – безотчетна – называешь – равно, признанье – бесповоротно – существованье – решено).
Средства художественной выразительности:
- ✔ Эпитеты (тревожный танец, танцующие змеи, девические ланиты).
- ✔ Олицетворение (нежность безотчетна).
- ✔ Сравнение (страсти – танцующие змеи).
- ✔ Метафора (таинство их власти – убийственный магнит).
Отметим также восклицание в третьем катрене и риторический вопрос в этой же строфе.
💕 Несмотря на то, что любовная лирика это не основной жанр Мандельштама, о любви он писал много и красиво, а иногда и гневно по отношению к себе. Пример последнего стих «Я ненавижу свет», написанный в 1912 году. Рекомендуем прочесть и акцентируйте внимание на финальном катрене произведения.