Полный текст
В Петербурге мы сойдемся снова,
Словно солнце мы похоронили в нем,
И блаженное, бессмысленное слово
В первый раз произнесем.
В черном бархате советской ночи,
В бархате всемирной пустоты,
Все поют блаженных жен родные очи,
Все цветут бессмертные цветы.
Развернуть
Дикой кошкой горбится столица,
На мосту патруль стоит,
Только злой мотор во мгле промчится
И кукушкой прокричит.
Мне не надо пропуска ночного,
Часовых я не боюсь:
За блаженное, бессмысленное слово
Я в ночи советской помолюсь.
Слышу легкий театральный шорох
И девическое «ах» —
И бессмертных роз огромный ворох
У Киприды на руках.
У костра мы греемся от скуки,
Может быть, века пройдут,
И блаженных жен родные руки
Легкий пепел соберут.
Где-то грядки красные партера,
Пышно взбиты шифоньерки лож,
Заводная кукла офицера —
Не для черных душ и низменных святош…
Что ж, гаси, пожалуй, наши свечи
В черном бархате всемирной пустоты.
Все поют блаженных жен крутые плечи,
А ночного солнца не заметишь ты.
1920 год.
✨ Осенью 1920 года Мандельштам, не без приключений и на грани фола, возвращается в Питер после долгих скитаний по России и Грузии. Позади аресты меньшевиками и бегство из Владикавказа с грузом дипломатической почты, впереди неудачная попытка вписаться острым винтиком в страну Советов.
☝ Стихотворение о скорой встрече в Питере написано в 1920 году и является комбинацией городской, пейзажной и любовной лирики, где автор описывает свой приезд в северную столицу и делится ощущениями.
Встреча с прошлым в настоящем
💕 Весь стих пропитан ожиданием встречи, но она не просто свидание возлюбленных, а нечто большее. Мандельштам томим воспоминаниями о прошлом, он хочет увидеть в Петербурге частички своей юношеской любви и надежд, но видит только черный бархат советской ночи.
В черном бархате советской ночи,
В бархате всемирной пустоты…
🌜 Вторая строфа описывает ночной город, сгорбленный от холода Невы и взгляда часового, где ночную тишину разрезает только рокот злого мотора. Откуда ему быть добрым в ночной мгле 1920 года?
Дикой кошкой горбится столица,
На мосту патруль стоит…
Город в плену советской власти, но он жив и, возможно, ещё проснется, разбуженный далекими и теплыми воспоминаниями.
💖 Третья строфа – это воспоминания о былой любви, где в театральном шорохе кулис рождались волшебные чувства, а сейчас только костер выделяет немножко тепла для замерзающих рук.
Что ж, гаси, пожалуй, наши свечи
В черном бархате всемирной пустоты…
😢 Свечи любви поглотил черный бархат пустоты, ревнивой к своей черноте и проповедующей в оставшемся мире блаженство черного, как альтернативы свету.
Вот так и сошлись в Питере настоящего молодой поэт, уже немного разочарованный жизнью, и его прошлое, звенящее отголосками воспоминаний на каждом углу.
Композиция, рифма и средства выразительности
📝 Стихотворение состоит из четырех строф-октав, в каждой из которых по восемь строк, связанных перекрестной рифмовкой (сно́ва – в нём – сло́во – произнесе́м).
Композиция имеет несколько частей – от встречи с Питером, через описание ночного города до любовных воспоминаний поэта.
Из средств художественной выразительности отметим:
- ✔ Эпитеты (бессмысленное слово, бессмертные цветы, легкий пепел, ночное солнце).
- ✔ Метафоры (черный бархат ночи, поют очи, грядки партера, дикой кошкой горбится столица, взбиты шифоньерки).
- ✔ Олицетворение (мотор прокричит).
✨ Стихотворение обволакивает ночной тишиной и дает понять, что воспоминания Мандельштама о родном городе много больше, чем текущее состояние Петербурга, скорого Ленинграда, где сейчас жить можно только прошлым и мечтами, но никак не настоящим.