Осип Эмильевич Мандельштам

Текст

Золотистого меда струя из бутылки текла
Так тягуче и долго, что молвить хозяйка успела:
Здесь, в печальной Тавриде, куда нас судьба занесла,
Мы совсем не скучаем,— и через плечо поглядела.

Развернуть

Всюду Бахуса службы, как будто на свете одни
Сторожа и собаки,— идешь, никого не заметишь.
Как тяжелые бочки, спокойные катятся дни:
Далеко в шалаше голоса — не поймешь, не ответишь.

После чаю мы вышли в огромный коричневый сад,
Как ресницы, на окнах опущены темные шторы.
Мимо белых колонн мы пошли посмотреть виноград,
Где воздушным стеклом обливаются сонные горы.

Я сказал: виноград, как старинная битва, живет,
Где курчавые всадники бьются в кудрявом порядке:
В каменистой Тавриде наука Эллады — и вот
Золотых десятин благородные, ржавые грядки.

Ну а в комнате белой, как прялка, стоит тишина.
Пахнет уксусом, краской и свежим вином из подвала,
Помнишь, в греческом доме: любимая всеми жена,—
Не Елена — другая — как долго она вышивала?

Золотое руно, где же ты, золотое руно?
Всю дорогу шумели морские тяжелые волны.
И, покинув корабль, натрудивший в морях полотно,
Одиссей возвратился, пространством и временем полный.

1917 год.


👼 Стихотворение написано Осипом Мандельштамом в 1917 году, когда монархия доживала последние дни, а поэт гостил под Алуштой на даче у Судейкиных. На фоне благолепия южной природы поэт использует в стихе мифологические нотки, что придает ему шарм и глубину.

Одиссей изгнан на дачу под Алуштой

✨ Образ золотистого меда – это картина спокойствия и умиротворения, которая контрастно смотрится на фоне грядущих и минувших событий, когда Россия сваливается из войны мировой в гражданскую.

Золотистого меда струя из бутылки текла…

Пока тек мед, земля переваривала погибших за царя солдат, чтобы их души проросли юными подсолнухами, к ним прилетели пчелы и снова собрали мед, завершил круговорот вещей в природе.

Предчувствие ещё больших горестей есть во втором катрене, где Мандельштам пишет:

Как тяжелые бочки, спокойные катятся дни…

☝ Дни-то спокойные, но слишком тяжелы, возможно, очень нездоровой тяжестью, когда ноги становятся ватными и не могут привести к дому. На этом фоне хорошо сравнение с Одиссеем, который после завоевания Трои тоже застрял у киммерийцев и надолго забыл дорогу домой.

В финале стихотворения Одиссей возвращается домой, но вернутся ли его прототипы сегодняшнего дня и будет ли этот дом им рад? Пока же:

Пахнет уксусом, краской и свежим вином из подвала…

Это похоже на затишье перед бурей, когда прошлый ураган уже слегка улегся (а может люди привыкли к ветру?), а новый только набирает силу и свалится на головы России в октябре…

Видит ли сам Мандельштам тучи над головой? Чувствует ли запах крови в струях теплого ветра Тавриды, когда чаши полны меда, а душа смятения?

 
 

Жанр тропы и рифма

👀 За счет приверженности Мандельштама акмеизму в произведении видим четко прорисованные образы, предметность и точность слов. Символизмом и не пахнет, хотя отсутствие сравнительной образности компенсируется потаённым смыслом между строк.

Композиция развивается последовательно – лирический герой с друзьями сидит за столом и пьет мед, затем размышление о жизни, выход в сад и философский итог стихотворения.

Произведение состоит из 6 авторских строф-катренов, где строки связываются перекрестной рифмовкой (текла – успела – занесла – поглядела), где в первой и пятой строфе рифмы открытые, в остальных они смешаны с закрытыми.

☝ Средства художественной выразительности:

  1. ✔ Эпитеты (золотистая струя, коричневый сад, тяжелые бочки, белые колонны, белая комната и т д).
  2. ✔ Олицетворения (сонные горы, печальная Таврида, катятся дни).
  3. ✔ Метафора (воздушным стеклом обливаются сонные горы).
  4. ✔ Сравнения («дни катятся, как тяжелые бочки», «темные шторы опущены, как ресницы», «в комнате белой, как прялка»).
  5. ✔ Инверсии (молвить хозяйка успела, спокойные катятся дни, комнате белой).

В последнем катрене фраза «золотое руно» также относится к метафорам, так как она показывает не мифологический предмет, а потерянное время и искаженное пространство жизни, в котором находится лирический герой.

💕 Мандельштам ни раз в своих стихах уходил в мифологические дебри, например, в произведении «Бессонница. Гомер. Тугие паруса» поэт переносит нас на моря «Илиады», которые шумят, мешая сну, и падают сверху смертельным приговором ночному отдыху.

Композиция на слова

Развернуть