В Набоков в детстве

Текст

1

При звуках, некогда подслушанных минувшим,
любовью молодой и счастьем обманувшим,
пред выцветшей давно, знакомою строкой,
с улыбкой начатой, дочитанной с тоской,
порой мы говорим: ужель все это было?
и удивляемся, что сердце позабыло;
какая чудная нам жизнь была дана...

Развернуть

2

Однажды, грусти полн, стоял я у окна:
братишка мой в саду. Бог весть во что играя,
клал камни на карниз. Вдруг, странно замирая,
подумал я: ужель и я таким же был?
И в этот миг все то, что позже я любил,
все, что изведал я - обиды и успехи -
все затуманилось при тихом, светлом смехе
восставших предо мной младенческих годов.

3

И вот мне хочется в размер простых стихов
то время заключить, когда мне было восемь,
да, только восемь лет. Мы ничего не просим,
не знаем в эти дни, но многое душой
уж можем угадать. Я помню дом большой,
я помню лестницу, и мраморной Венеры
меж окон статую, и в детской полусерый
и полузолотой непостоянный свет.

4

Вставал я нехотя. (Как будущий поэт,
предпочитал я сон действительности ясной.
Конечно, не всегда: как торопил я страстно
медлительную ночь пред светлым Рождеством!)
Потом до десяти, склонившись над столом,
писал я чепуху на языке Шекспира,
а после шел гулять...
5

Отдал бы я полмира,
чтоб снова увидать мир яркий, молодой,
который видел я, когда ходил зимой
вдоль скованной Невы великолепным утром!
Снег, отливающий лазурью, перламутром,
туманом розовым подернутый гранит,-
как в ранние лета все нежит, все пленит!
6

Тревожишь ты меня, сон дальний, сон неверный...
Как сказочен был свет сквозь арку над Галерной!
А горка изо льда меж липок городских,
смех девочек-подруг, стук санок удалых,
рябые воробьи, чугунная ограда?
О сказка милая, о чистая отрада!

7

Увы! Все, все теперь мне кажется другим:
собор не так высок, и в сквере перед ним
давно деревьев нет, и уж шаров воздушных,
румяных, голубых, всем ветеркам послушных,
на серой площади никто не продает...
Да что и говорить! Мой город уж не тот...

8

Зато остались мне тех дней воспоминанья:
я вижу, вижу вновь, как, возвратясь с гулянья,
позавтракав, ложусь в кроватку на часок.
В мечтаньях проходил назначенный мне срок...
Садилась рядом мать и мягко целовала
и пароходики в альбом мне рисовала...
Полезней всех наук был этот миг тиши!

9

Я разноцветные любил карандаши,
пахучих сургучей густые капли, краски,
бразильских бабочек и английские сказки.
Я чутко им внимал. Я был героем их:
как грозный рыцарь, смел, как грустный рыцарь, тих,
коленопреклонен пред смутной, пред любимой...
О, как влекли меня Ричард непобедимый,
свободный Робин Гуд, туманный Ланцелот!

10

Картинку помню я: по озеру плывет
широкий, низкий челн; на нем простерта дева,
на траурном шелку, средь белых роз, а слева
от мертвой, на корме, таинственный старик
седою головой в раздумий поник,
и праздное весло скользит по влаге сонной,
меж лилий водяных...

11

Глядел я, как влюбленный,
мечтательной тоски, видений странных полн,
на бледность этих плеч, на этот черный челн,
и ныне, как тогда, вопрос меня печалит:
к каким он берегам неведомым причалит,
и дева нежная проснется ли когда?

12

Назад, скорей назад, счастливые года!
Ведь я не выполнил заветов ваших тайных.
Ведь жизнь была потом лишь цепью дней случайных,
прожитых без борьбы, забытых без труда.
Иль нет, ошибся я, далекие года!
Одно в душе моей осталось неизменным,
и это - преданность виденьям несравненным,
молитва ясная пред чистой красотой.
Я ей не изменил, и ныне пред собой
я дверь минувшего без страха открываю
и без раскаянья былое призываю!

13

Та жизнь была тиха, как ангела любовь.
День мирно протекал. Я вспоминаю вновь
безоблачных небес широкое блистанье,
в коляске медленной обычное катанье
и в предзакатный час - бисквиты с молоком.
Когда же сумерки сгущались за окном,
и шторы синие, скрывая мрак зеркальный,
спускались, шелестя, и свет полупечальный,
полуотрадный ламп даль комнат озарял,
безмолвно, сам с собой, я на полу играл,
в невинных вымыслах, с беспечностью священной,
я жизни подражал по-детски вдохновенно:
из толстых словарей мосты сооружал,
и поезд заводной уверенно бежал
по рельсам жестяным...

14

Потом - обед вечерний.
Ночь приближается, и сердце суеверней.
Уж постлана постель, потушены огни.
Я слышу над собой: Господь тебя храни...
Кругом чернеет тьма, и только щель дверная
полоской узкою сверкает, золотая.
Блаженно кутаюсь и, ноги подобрав,
вникаю в радугу обещанных забав...
Как сладостно тепло! И вот я позабылся...

15

И странно: мнится мне, что сон мой долго длился,
что я проснулся - лишь теперь, и что во сне,
во сне младенческом приснилась юность мне;
что страсть, тревога, мрак - все шутка домового,
что вот сейчас, сейчас ребенком встану снова
и в уголку свой мяч и паровоз найду...
Мечты!..

Пройдут года, и с ними я уйду,
веселый, дерзостный, но втайне беззащитный,
и после, может быть, потомок любопытный,
стихи безбурные внимательно прочтя,
вздохнет, подумает: он сердцем был дитя!

21-22 авг. 1918 года.


✨ Уже в возрасте 19 лет Набоков ностальгирует о детстве, вспоминая юные годы с особой нежностью, ведь с ними прошли самые счастливые дни. Это хорошо видно из стихотворения «Детство», написанного за год до эмиграции, в 1918 году.

Взгляд юноши на ребенка

👀 Вглядываясь в прошлое, 19-летний Володя видит себя 8-летним ребенком, перед которым мир только открывает внешние красоты и не ещё показывает внутренней грязи.

какая чудная нам жизнь была дана...

Детские образы Набокова – это большой дом и мраморная Венера, томящаяся без страсти в лучах золотистого света, когда отрок Володя только встает поздним утром с постели (по мнению автора, поэты предпочитали высыпаться).

Вставал я нехотя. Как будущий поэт,
предпочитал я сон действительности ясной…

🦋 Однако далеко не всегда сон был так долог, ибо детство, да и вся жизнь Набокова, тесно связано с бабочками. Уже в 8 лет автор «Приглашения на казнь» по 3-4 часа проводил с сачком и начал собирать коллекцию бабочек. Позже уже Владимир Владимирович напишет 19 статей о бабочках, 8 лет отдаст на профессиональную службу энтомологом, а в его коллекции будет более 4000 насекомых.

😢 Сейчас Набокову 19 лет и его окружает другой мир – Россия прошла октябрьский переворот, воздушные шары детства улетели вслед за юными годами, а собор, видимый из окна, стал не так высок.

Да что и говорить! Мой город уж не тот...

💕 Единственное, что осталось неизменным – это нежность воспоминаний о детстве – детская кроватка, поцелуй матери на ночь и ещё неоткрытый мир вокруг, из тумана которого маняще выглядывали Ланцелот и Робин Гуд.

Автор строк хочет возвратиться в это лоно счастья, но не дано человеку проживать детство дважды, как нельзя дважды войти в одну реку.

Завершается стих строфой со строками:

Пройдут года, и с ними я уйду,
веселый, дерзостный, но втайне беззащитный…

Из них видно, что детство прошло только во времени, но в душе Набоков остается чуть-чуть ребенком – таким же беззащитным и жаждущим жизни, как и в 8 лет.

😢 Ему кажется, что все прошлое было сном и вот он только проснулся, а ощущение счастья осталось позади – детство было сладким сном, а взрослая жизнь – это бодрствование.

 
 

Жанр, рифма, композиция и тропы

📝 Стихотворение написано в жанре ностальгической лирики, где автор мыслями возвращается в счастливое детство и признается, что навсегда останется в душе немножко ребенком.

Композиция состоит из 15 основных строф и одного финального пятистишия, где Набоков подводит итог произведению.

Рифмовка смежная и пустая (мину́вшим – обману́вшим – строко́й – тоско́й – было – позабыло – дана) с женскими и мужскими, открытыми и закрытыми рифмами.

Из основных средств выразительности отметим:

  1. ✔ Эпитеты (младенческие годы, простые стихи, мраморная Венера, бразильские бабочки, шары воздушные, серая площадь и т д.).
  2. ✔ Метафоры (мягко целовала, праздное весло).
  3. ✔ Олицетворения (счастье обманувшее, сердце позабыло, шары послушные, влага сонная).
  4. ✔ Сравнения («как грозный рыцарь, смел», «как грустный рыцарь тих», «жизнь тиха, как ангела любовь»).

☝ Также выделим в анализе несколько риторических вопросов (дева нежная проснется ли когда?) и восклицаний (туманный Ланцелот!), что придает строкам доверительную интонацию и необходимую для передачи чувств эмоциональность.

Рождение гения

Развернуть