Пейзажная лирика Афанасия Фета

Текст

Ещё весны душистой нега
К нам не успела низойти,
Ещё овраги полны снега,
Ещё зарёй гремит телега
На замороженном пути.

Развернуть

Едва лишь в полдень солнце греет,
Краснеет липа в высоте,
Сквозя, березник чуть желтеет,
И соловей ещё не смеет
Запеть в смородинном кусте.

Но возрожденья весть живая
Уж есть в пролётных журавлях,
И, их глазами провожая,
Стоит красавица степная
С румянцем сизым на щеках.

1854 год.


☘️ Первым весенним флюидам в природе, переходному периоду между колючкой-зимой и румяностью марта, посвящено стихотворение с весенним ароматом про душистую негу, написанное Афанасием Фетом в 1854 году. Стих полон предчувствия тепла, но ещё холоден, так как в лесах и оврагах зима ещё полная владычица.

Впервые произведение опубликовано в «Современнике» через 2 месяца после написания.

Между зимой и весной

🤔 По композиции стихотворение можно условно разделить на две части – в первой описывается поздняя зима, не желающая сдавать позиции, а во второй уже описана ранняя весна, приходящая ей на смену.

Ещё овраги полны снега,
Ещё зарёй гремит телега
На замороженном пути…

☀️ Однако приближение весны чувствуется по мере чтения стиха – в первом пятистишии ещё полностью властвует зима, а во второй строфе полдень уже частично отдается весне. Третья же строфа описывает мартовский румянец на щеках природы и рисует её очередное пришествие в мир:

Стоит красавица степная
С румянцем сизым на щеках…

☝ В развитии сюжета Афанасий Афанасьевич Фет взял пример у самой природы, постепенно разрушая в строках зиму и в конце произведения показывая приход весны. Он как бы подготавливает читателя к неизбежному финалу, так и природа не дарит весеннее тепло в один миг, чтобы все пришло в своё время, на подготовленную почву.

👀 Интересный момент – зима не показана автором живым существом, её образ соткан из снежных оврагов и ледяной ещё дороги, в то время как весна нарисована живой – это румяная красавица.

 
 

Жанр, тема, рифма и тропы

📝 Стихотворение написано четырех- и пятистопным ямбом в жанре пейзажной лирики и имеет композиционное решение из трех пятистиший с комбинированной рифмовкой (не́га – низойти́ – сне́га – теле́га – пути́). Рифма женская и мужская (ударение на последний слог).

☝ Тема стиха – это описание переходного периода между зимой и весной, когда первая уже не всесильна, а вторая только набирается сил.

Художественные средства выразительности:

  • ✔ Эпитеты (душистая весна, замороженный путь, пролетные журавли).
  • ✔ Анафора (Ещё овраги… - Ещё зарей…).
  • ✔ Метафоры (весть живая, зарей гремит телега, краснеет липа, березняк желтеет).
  • ✔ Инверсии (красавица степная, румянец сизый).

☝ Отметим также четырёхкратное использование в первой части стиха наречия «ещё», с помощью которого Фет показывает сохраняющуюся власть зимы, но во второй части произведения его нет, так как права на мир переходят к весне.

✨ Стихотворение наполнено светлой грустью и чуть-чуть меланхолично, но это лишь подчеркивает пробуждение природы от зимнего сна и очередное возрождение мира.

Читает А Теренков

Развернуть