Текст
Как дышит грудь свежо и ёмко —
Слова не выразят ничьи!
Как по оврагам в полдень громко
На пену прядают ручьи!
Развернуть
В эфире песнь дрожит и тает,
На глыбе зеленеет рожь —
И голос нежный напевает:
«Еще весну переживешь!»
1855 год.
☀️ Радостью от прихода весеннего тепла переполнено это стихотворение, состоящее из двух строф-катренов и написанное в 1855 году.
В строках "Весна на дворе" чувствуется, как поэту надоела зима и он с восторгом наблюдает за мартовскими ручьями, сдерживая в себе желание попрыгать по лужам ).
👀 Произведение пишется, когда Фет-Шеншин служит штабс-ротмистром уланского полка под Санкт-Петербургом, где наводит творческие мосты с Гончаровым, Некрасовым и некоторыми другими корифеями литературы того времени.
Это требует и собственного творчества, поэтому Фет регулярно пишет и его строки чаще положительно воспринимаются критиками.
Строки в пене ручьев
☝ Первое четверостишие не имеет ни одной нотки сомнения – автор счастлив от прихода весны и с радостью описывает пробуждающийся вокруг мир. По оврагам бегут ручьи, от весенних потуг сбивающиеся в пену, а грудь пытается восполнить зимний недостаток кислорода и дышит максимально ёмко, норовя треснуть ).
Как дышит грудь свежо и ёмко —
Слова не выразят ничьи!..
🌿 Вторая строфа переносит нас в зеленеющее поле, над которым звенит эфир волшебной весны, а ещё выше, под самыми облаками звучит голос, обращенный к автору:
«Еще весну переживешь!»
😊 Этим Афанасий Афанасьевич хочет сказать, что приход весны – это всегда как новая страница жизни, как новый горизонт возможностей, как новые цели и новые попытки их достижений.
💥 Ещё одно объяснение последней строки – это продолжающаяся в 1855 году Крымская война, поэтому встреча весны на земле особенно приятна для военного, всегда готового в России умереть за царя (.
Жанр, рифма и средства выразительности
📝 Стихотворение написано в жанре пейзажной лирики, имея налет философии только в последней строке.
Рифмовка перекрестная (ё́мко – ничьи́ – гро́мко – ручьи́) с парами женских и мужских рифм.
✨ Средства художественной выразительности:
- ✔ Олицетворения (прядают* ручьи, песнь дрожит, дышит грудь).
- ✔ Метафоры (песнь тает, слова не выразят).
- ✔ Эпитеты (голос нежный, дышит свежо и ёмко).
*шевелятся.
☝ Отметим, что эпитет «нежный» используется в инверсионной связке (стоит за существительным, а не перед ним), а также обратим вынимание на три восклицания, подчеркивающих радость автора от прихода весны.