Афанасий Фет в 1853 году

Текст

Какие-то носятся звуки
И льнут к моему изголовью.
Полны они томной разлуки,
Дрожат небывалой любовью.

Развернуть

Казалось бы, что ж? Отзвучала
Последняя нежная ласка,
По улице пыль пробежала,
Почтовая скрылась коляска...

И только... Но песня разлуки
Несбыточной дразнит любовью,
И носятся светлые звуки
И льнут к моему изголовью.

1853 год.


😢 Словесным укором и ностальгией по прошлому наполнены строки стихотворения «Какие-то носятся звуки», написанного Афанасием Фетом в 1853 году. Стих лиричен и несмотря на всего три катрена хорошо передает душевную грусть автора, который скорбит по былой любви (Марии Лазич).

Фон стихотворения

В 1853 году штабс-ротмистр Фет прикомандирован к уланскому полку, расквартированному под Санкт-Петербургом. Близость к северной Пальмире позволяет Фету наводить мосты с редакцией «Современника» и знакомиться с известными в литературных кругах людьми – Некрасовым, Гончаровым и Тургеневым.

✨ Три года назад вышел второй сборник Афанасия Афанасьевича, три года назад трагически погибла Мария Лазич, которой и посвящен этот стих, хотя её образ ни разу не появляется в строках открыто.

Краткий анализ катренов

☝ В первом катрене лирический герой в бороде Фета делится звуковыми галлюцинациями, ему чудятся таинственные звуки, наполненные томностью разлуки и дрожью вчерашней любви.

Полны они томной разлуки,
Дрожат небывалой любовью…

Скорее всего, эти звуки имеют не физическую, а душевную природу – так стучит в дверцы сердца Лазич, которая ждала и не дождалась предложения от Фета, ищущего невесту с приданным.

Почему звучит эта музыка, почему стучат эти звуки? Казалось бы, с момента смерти Марии прошло три года, а они все приходят и приходят. Может быть они стучат в сердце, взывая к совести, а может пришли с прощением, желая, чтобы Афанасий отпустил прошлое и жил настоящим?

😢 Ответа на это нет, в третьей строфе мы видим только ещё одно возвращение к звукам, дразнящим прошедшим счастьем, которое Фет сам выпустил из рук. Если бы он сделал предложение, то Лазич бы не сгорела, примеряя платья, хотя конечно, прямой вины Афанасия Афанасьевича в смерти девушки нет.

И носятся светлые звуки
И льнут к моему изголовью…

Завершается стих на волне грусти, стоящей у изголовья и не дающей здорового сна, дразня и беспокоя вчерашним… потерянным навсегда…

 
 

Жанр, тропы и рифма

☝ Стихотворение написано в жанре любовной лирики, имеет кольцевую композицию и перекрестную рифмовку (звуки – изголовью – разлуки – любовью), где все рифмы открытые (заканчиваются на гласные).

Средства художественной выразительности:

  1. ✔ Эпитеты (почтовая коляска, томная разлука, нежная ласка, светлые звуки).
  2. ✔ Олицетворение (пыль пробежала, носятся звуки, звуки льнут, звуки дрожат, песня дразнит).
  3. ✔ Инверсии (пыль пробежала, несбыточной дразнят любовью).

Также отметим один риторический вопрос в начале второго катрена и паузу в виде многоточия между второй и третьей строфой.

💕 К Марии Лазич в своих стихах Фет будет обращаться до самой смерти, так и не простив себе поступка и на всю жизнь заперев себя в клетке покаяния. Это видно и в произведении «В пору любви, мечты, свободы», написанном на 3 года позже, но и там Фет смотрит только в прошлое…

Исполняет В Белкин

Развернуть