Поэтесса Зинаида Гиппиус

Оригинал текста

Огонь под золою дышал незаметней,
Последняя искра, дрожа, угасала,
На небе весеннем заря догорала,
И был пред тобою я всё безответней,

Развернуть

Я слушал без слов, как любовь умирала.

Я ведал душой, навсегда покорённой,
Что слов я твоих не постигну случайных,
Как ты не поймёшь моих радостей тайных,
И, чуждая вечно всему, что бездонно,
Зари в небесах не увидишь бескрайных.

Мне было не грустно, мне было не больно,
Я думал о том, как ты много хотела,
И мало свершила, и мало посмела;
Я думал о том, как в душе моей вольно,
О том, что заря в небесах ‒ догорела...

1901 год.


😢 В 1901 году 32-летняя Зинаида Гиппиус пишет стихотворение «Конец», где яркими красками, в оригинальном поэтическом стиле, описывает процесс расставания – финал любви. Стих написан от первого мужского лица, что часто использовалось Зинаидой Николаевной, считавшей, что в ней самой много заложено от мужчины.

Последняя искра любви угасает

☝ В первом пятистишии поэтесса, скрытая под маской лирического героя, показывает нам гибель чувств через образ затухающего костра.

Огонь под золою дышал незаметней,
Последняя искра, дрожа, угасала…

Годное сравнение, ведь действительно зола очень похожа на умирание чувств (смерть огня), а последняя искра в глубине кострища и есть остаток любви.

☝ Интересна третья строчка, где используется полифонический прием – на фоне угасания костра догорает и заря на весеннем небе. Природа словно бы не сопротивляется человеку, а подтверждает конец отношений, гибель любви.

Во второй строфе лирический герой констатирует, что он не сможет постигнуть случайных слов любимой, как и она не понимает его тайных радостей. Если в первом пятистишии был нарисован общий образ разлуки, то во второй строфе рассказывается о её причинах.

Что слов я твоих не постигну случайных,
Как ты не поймёшь моих радостей тайных…

☝ Третий квинтет описывает душевные чувство лирического героя в процессе расставания – ему уже не грустно и не больно, огонь уже не жжет сердце, лишь пепел чувств оставляет хрустяще-горький осадок на губах.

Мне было не грустно, мне было не больно,
Я думал о том, как ты много хотела…

Чуть ниже приводится и ещё одна причина разлуки – вторая половинка слишком много хотела от любви, но мало для этого свершила, или же мало посмела свершить…

😢 Завершается произведение огнем догорающей в небесах зари, символизирующей полное расставание и гибель чувств между возлюбленными.

 
 

Жанр, тема и средства выразительности

✨ Стихотворение написано в миксте жанров любовной и философской лирики, где лирический герой рассказывает о гибели своей любви и называет причины конца чувств.

Рифмовка смешанная (незаметней – угасала – догорала – безответней – умирала), где рифмуются строки A-D, B-C, B-C-E. Рифмы открытые и закрытые.

Художественные средства выразительности:

  1. ✔ Эпитеты (небо весеннее, последняя искра, слова случайные, радости тайные, небеса бескрайние).
  2. ✔ Олицетворения (огонь дышал, искра дрожала, любовь умирала).
  3. ✔ Инверсии (небо весеннее, любовь умирала, радости тайные).

💕 Вот так вот, ещё 5 лет назад, в 1896 году, Гиппиус твердила, что «Любовь одна», а сейчас она рисует её конец, её смерть. Значит больше чувств не будет или по ходу жизни любовная теория подлежит корректировке, а?

А может всё просто – у самой Зинаиды Николаевны любовь была одна (Мережковский), а остальные могли плодить свои чувства, как телу заблагорассудится?

Док фильм "Зинаида Гиппиус"

Развернуть