Мальчик играет на волынке

Текст

И мальчик, что играет на волынке,
И девочка, что свой плетет венок,
И две в лесу скрестившихся тропинки,
И в дальнем поле дальний огонек,-

Развернуть

Я вижу все. Я все запоминаю,
Любовно-кротко в сердце берегу.
Лишь одного я никогда не знаю
И даже вспомнить больше не могу.

Я не прошу ни мудрости, ни силы.
О, только дайте греться у огня!
Мне холодно... Крылатый иль бескрылый,
Веселый бог не посетит меня.

1911 год.


💕 Хорошим примером ранней любовной лирики Анны Ахматовой является произведение "И мальчик, что играет на волынке", где тайна строк передается через образы мальчика, скрестившихся тропинок, девочки и т д. Стих написан поэтессой в конце 1911 года и позже вошел в первый сборник поэтессы «Вечер», который вышел, небольшим сразу тиражом, в следующем 1912 году.

Почему замерзает семья?

🤔 Что происходит в душе Ахматовой на момент написания строк? Какая Лира руководит пером, какие черти сидят на печке и шепчут потаенные слова?

Анна Андреевна уже более полутора лет замужем и наступает разочарование от брака, так как Гумилев до свадьбы и после – это два разных человека. Если ранее он проявлял заботу и нежность, всеми силами добиваясь от Ахматовой заветного Да, то сейчас охладел, как будто его цель была не создание семьи, а покорение Анны.

Брак начинает трещать, но ещё держится, хотя до встречи Титаника с айсбергом остается менее года (в сентябре 1912 года родился сын Лев и после его рождения Анна и Николай дали друг другу свободу, сохранив семью только видимости ради).

По сюжету стих – это рассказ от первого лица лирической героини, под маской которой просматривается Ахматова. Она рассказывает, что видит и запоминает все – и игру неизвестного мальчика на волынке, и плетущую венок девочку:

И мальчик, что играет на волынке,
И девочка, что свой плетет венок,

☝ Скрестившиеся тропинки и огонёк в дальнем краю поля – всё отлаживается в памяти и остается в сердце. Но что-то одно важное всегда проходит мимо и не остается в памяти, из-за этого нет целостной картины и сложно нарисовать образ счастья.

 
 

Основное желание героини – это греться у огня, который согревает от холода и защищает от тьмы.

О, только дайте греться у огня!
Мне холодно...

☝ Под огнем можно понимать семью, ради которой она пошла на брак с нелюбимым, пусть и уважаемым ею человеком. Но нет огня, Гумилев создан для путешествий и покорения вершин, но никогда не будет очагом, согревающим дом.

Заканчивается стих фразой:

Веселый бог не посетит меня.

В ней пророчество скорого конца семьи и расставание с Гумилевым, который смог быть женихом, но не смог стать мужем.

✔ Стих написан в три катрена и имеет перекрестную рифмовку (волынке – венок – тропинке – огонек). Развитие сюжета линейное с использованием анафоры в первой строфе и нотками декаданса в концовке.

Эпитеты – скрестившиеся тропинки, дальний огонек, метафора – веселый Бог не посетит меня.

☝ В концовке советуем прочитать еще один стих из любовной лирики Ахматовой под символическим названием «Любовь», где дано понимание этого чувства поэтессой и можно посмотреть на отношения глазами самой Анны Андреевны.

Исполнение от Тоси Чайкиной

Развернуть