Текст
Рождается внезапная строка,
За ней встает немедленно другая,
Мелькает третья ей издалека,
Четвертая смеется, набегая.
Развернуть
И пятая, и после, и потом,
Откуда, сколько, я и сам не знаю,
Но я не размышляю над стихом,
И, право, никогда — не сочиняю.
1905 год.
📝 Стихотворение о том, как автор пишет стихи написано Константином Бальмонтом в 1905 году, когда поэт уже нашел свою верхнюю точку в зените славы и мог делиться сокровенными тайнами творчества. Стих изучается в 4-ом классе средней школы, но будет интересен и более взрослым читателям, так как в простой форме передает секрет стихосложения.
Бальмонт в 1905 году
✨ В 1905 году Бальмонт возвращается из длительного путешествия, в котором посетил Мексику и Калифорнию. В ходе поездки Константин Дмитриевич работал над вольным переложением нескольких индейских мифов и продолжал писать стихи, позже вошедшие в сборник «Литургия красоты. Стихийные гимны».
💥 По возвращению в Россию с головой уходит в политику, принимая участие в московском восстании, где вместо оружия использовал стихи. Во второй половине 1905 года Бальмонт сближается с Горьким и начинает сотрудничество с газетой «Новая жизнь», причисляющей себя к социал-демократам.
По воспоминаниям Андреевой-Бальмонт, Константин Дмитриевич в 1905 году:
«✔ Все дни проводил на улице, строил баррикады, произносил речи, влезая на тумбы, держа в кармане заряженный пистолет».
Эта активность вынудила поэта в 1906 году спешно эмигрировать в Европу, альтернативой чему была мрачная русская тюрьма.
Перед этим шагом Бальмонт пишет стих «Как я пишу стихи», словно бы, не желая увезти в европейское небытие секреты своего мастерства.
Как рождаются строки
☝ По версии Бальмонта, первая строка стихотворения рождается внезапно, часто её приносит Музы, иногда она выстрелом звучит в мозгу и силой старается выпрыгнуть из головы на бумагу по лезвию пера.
Рождается внезапная строка,
За ней встает немедленно другая…
☝ Вторая строчка приходит почти сразу, она ещё полна энергии первой и является её продолжением.
☝ Третья же строка медлит, она считает себя самостоятельной, поэтому сначала только мелькает на горизонте и медленно нисходит на бумагу.
☝ Четвертая часто прибегает вслед за третьей, как бы устраняя предыдущий интервал тишины, не оставляя на бумаге больших пробелов.
Далее строки льются ручейком, автор и сам не всегда понимает природу их происхождения – что-то дает сердце, что-то разум, а что-то приносит в ящике Пандоры Муза.
Интересной выглядит концовка стиха, где лирический герой, и он же автор строк, признается, что никогда не врет, не сочиняет в обычном понимании читателя.
Но я не размышляю над стихом,
И, право, никогда — не сочиняю…
👼 Краткое изложение творчества от поэта-символиста и бунтаря, который всегда был искренен перед читателем и никогда не приводил последнего за нос в пустую темную комнату бездарности.
Жанр, рифма, тропы и композиция
Стихотворение входит в цикл «Фейнины сказки», имеет линейное развитие композиции с последовательной очередностью образов и перекрестную рифмовку (строка – другая – издалека – набегая).
Средства художественной выразительности:
- ✔ Эпитет (внезапная строка).
- ✔ Олицетворения (четвертая смеется, третья мелькает, встает другая).
- ✔ Метафора (рождается строка).
💕 Это не единственное стихотворение Бальмонта, написанное с прицелом на детскую аудиторию – если вам интересна тема, то обратите внимание на стихи «К зиме» и «Снежинка», написанные соответственно в 1905 и 1903 годах.