Бальмонт о родном языке

Полный текст

Язык, великолепный наш язык.
Речное и степное в нем раздолье,
В нем клекоты орла и волчий рык,
Напев, и звон, и ладан богомолья.

Развернуть

В нем воркованье голубя весной,
Взлет жаворонка к солнцу — выше, выше.
Березовая роща. Свет сквозной.
Небесный дождь, просыпанный по крыше.

Журчание подземного ключа.
Весенний луч, играющий по дверце.
В нем Та, что приняла не взмах меча,
А семь мечей в провидящее сердце.

И снова ровный гул широких вод.
Кукушка. У колодца молодицы.
Зеленый луг. Веселый хоровод.
Канун на небе. В черном — бег зарницы.

Костер бродяг за лесом, на горе,
Про Соловья-разбойника былины.
«Ау!» в лесу. Светляк в ночной поре.
В саду осеннем красный грозд рябины.

Соха и серп с звенящею косой.
Сто зим в зиме. Проворные салазки.
Бежит савраска смирною рысцой.
Летит рысак конем крылатой сказки.

Пастуший рог. Жалейка до зари.
Родимый дом. Тоска острее стали.
Здесь хорошо. А там — смотри, смотри.
Бежим. Летим. Уйдем. Туда. За дали.

Чу, рог другой. В нем бешеный разгул.
Ярит борзых и гончих доезжачий.
Баю-баю. Мой милый. Ты уснул?
Молюсь. Молись. Не вечно неудачи.

Я снаряжу тебя в далекий путь.
Из тесноты идут вразброд дороги.
Как хорошо в чужих краях вздохнуть
О нем — там, в синем — о родном пороге.

Подснежник наш всегда прорвет свой снег.
В размах грозы сцепляются зарницы.
К Царь-граду не ходил ли наш Олег?
Не звал ли в полночь нас полет Жар-птицы?

И ты пойдешь дорогой Ермака,
Пред недругом вскричишь: «Теснее, други!»
Тебя потопит льдяная река,
Но ты в века в ней выплывешь в кольчуге.

Поняв, что речь речного серебра
Не удержать в окованном вертепе,
Пойдешь ты в путь дорогою Петра,
Чтоб брызг морских добросить в лес и в степи.

Гремучим сновиденьем наяву
Ты мысль и мощь сольешь в едином хоре,
Венчая полноводную Неву
С Янтарным морем в вечном договоре.

Ты клад найдешь, которого искал,
Зальешь и запоешь умы и страны.
Не твой ли он, колдующий Байкал,
Где в озере под дном не спят вулканы?

Добросил ты свой гулкий табор-стан,
Свой говор златозвонкий, среброкрылый,
До той черты, где Тихий океан
Заворожил подсолнечные силы.

Ты вскликнул: «Пушкин!» Вот он, светлый бог,
Как радуга над нашим водоемом.
Ты в черный час вместишься в малый вздох.
Но Завтра — встанет! С молнией и громом!

1924 год.


📝 Написанное в 1924 году, стихотворение «Русский язык» является знаковым в творчестве Константина Бальмонта, ведь оно пишется на вершине славы и награждает ролью главного героя произведения не какого-то человека, явление или объект, а сам «великий и могучий» язык.

👼 Стих является одой русскому языку, восхваляет его и показывает все великолепие русского слова, которое, впрочем, может использоваться как для выражения любви, так и для смертельного приказа-приговора (.

Анализ строф

Восхваление русского языка начинается с первых строк стихотворения, уже на старте Бальмонт называет его «великолепным» и видит в языке многогранность – волчий рык, клекот орла и ладан богомолья.

В нем клекоты орла и волчий рык,
Напев, и звон, и ладан богомолья.

😊 Далее к символам языка добавляется весенние воркование голубя и полет жаворонка, покоряющего высоту солнца.

Накал восхваления не снижается и далее, но заметим, что Бальмонт не заливает образ языка прямой лестью, а пытается показать своё отношение к нему с помощью сравнений и образов, относительно ненавязчиво.

Мы видим не только настоящее, но и прошлое русского языка, который, как хорошее вино, выдержан до нужной кондиции и имеет след в веках.

Костер бродяг за лесом, на горе,
Про Соловья-разбойника былины.

✨ Ниже автор строк сравнивает язык с гремучим сновидением, которое наяву сливается в единый хор мысли и мощи, которое заключило вечный договор, повенчав Неву и Янтарное море.

☝ В последней строфе мы отмечаем обращение к Пушкину, как к носителю русского языка, где поэт сравнивается с радугой над водоемом нашего бытия. Нынешнее сравнивается с «черным часом» (год-то 1924, не самый легкий для России), но Бальмонт верит в счастливое завтра, когда русский язык снова станет языком поэзии, а не словами приговоров.

Ты в черный час вместишься в малый вздох.
Но Завтра — встанет! С молнией и громом!

☝ Отметим, что стих пишется в эмиграции, где тоска по русскому языку и родному слову доминирует, что и вызывает реакцию Бальмонта, показывает его ностальгию.

 
 

Разбор троп, рифмы и жанра

📝 Стихотворение написано в жанре гражданской лирики, но имеет несколько пейзажных зарисовок. Тема стиха – это восхваления русского языка, который нарисован живым и чувственным существом.

Размер произведения – 16 катренов, рифмовка перекрестная (язык – раздолье – рык – богомолье), где закрытые рифмы сочетаются с открытыми.

✨ Средства художественной выразительности:

  1. ✔ Эпитеты (свет сквозной, небесный дождь, подземный ключ, весенний луч, провидящее сердце, ровный гул, широкие воды и т д).
  2. ✔ Сравнение (как радуга… над водоемом).
  3. ✔ Метафоры (идут вразброд дороги, речь речного серебра не удержать в окованном вертепе, «луч, играющий на дверце» и пр.).

👼 Заканчивается стих восклицанием, что придает финалу уверенности в торжестве русского языка, пусть сейчас (1924 год) он и переживает нелегкие времена. Пережил ли, судя по событиям 2022 года, судя по агрессии русского мира? Не стал ли только языком войны, а не мира и любви? Не факт, но это уже совсем другая история….

Слушаем отрывок стиха

Развернуть