Константин Бальмонт в 1899 году

Оригинал текста

ПРЕДАНИЕ

В глухие дни Бориса Годунова,
Во мгле Российской пасмурной страны,
Толпы́ людей скиталися без крова,
И по ночам всходило две луны.

Развернуть

Два солнца по утрам светило с неба,
С свирепостью на дольный мир смотря.
И вопль протяжный: «Хлеба! Хлеба! Хлеба!»
Из тьмы лесов стремился до царя.

На улицах иссохшие скелеты
Щипали жадно чахлую траву,
Как скот, — озверены́ и неодеты,
И сны осуществлялись наяву.

Гроба, отяжелевшие от гнили,
Живым давали смрадный адский хлеб,
Во рту у мёртвых сено находили,
И каждый дом был сумрачный вертеп.

От бурь и вихрей башни низвергались,
И небеса, таясь меж туч тройных,
Внезапно красным светом озарялись,
Являя битву воинств неземных.

Невиданные птицы прилетали,
Орлы парили с криком над Москвой,
На перекрестках, молча, старцы ждали,
Качая поседевшей головой.

Среди людей блуждали смерть и злоба,
Узрев комету, дрогнула земля.
И в эти дни Димитрий встал из гроба,
В Отрепьева свой дух переселя.

1899 год.


👑 Смутному времени правления Бориса Годунова (1598-1605), и нескольким последующим годам, посвящено стихотворение-баллада, которое легло на бумагу под пером Бальмонта в 1899 году.

Произведение описывает весь ужас русской смуты, когда люди жили хуже скота и каждый день встречали, как последний.

💥 Этот период российской истории отмечен вторжением иноземных войск и великим голодом, когда только в начале 17 века от него погибло около полумиллиона человек.

Города были переполнены голодающими, а провинция бунтовала, благо желающих выйти с кистенем было немало, так как ухудшалось положение помещиков, и они массово избавлялись от крестьян, выгоняя их в чистое поле. "Глухие годы" самое правильное определение тому периоду русской истории. 

Мгла пасмурной страны

😱 В строках стихотворения царит мрак и ужас, которые прижились на Руси при Годунове.

Толпы́ людей скиталися без крова,
И по ночам всходило две луны…

🐄 Люди питались травой, уподобившись скоту, так как один неурожай сменял другой и это было воистину то время, когда живые с сеном у рта завидовали мертвым.

Во рту у мёртвых сено находили,
И каждый дом был сумрачный вертеп…

😢 На этом фоне происходит и моральное разложение нации, физические невзгоды почти всегда ведут к социальному падению.

Бальмонт, словно бы, смотрит в прошлое и предупреждает, что оно может повториться в будущем, если не выучить уроков старины.

✨ В последней строфе на сцене стиха появляется Григорий Отрепьев, ставший царем в 1605 году, выдав себя за чудом спасшегося царевича Дмитрия. Конечно, это был фейк, купленный народом, от голода и страданий искавшего чуда. Никаким царевичем Отрепьев не был – он был лишь мелкопоместным дворянином, служившим холопом во дворе Романовых.

И в эти дни Димитрий встал из гроба,
В Отрепьева свой дух переселя…

☠ Впрочем, правил Лжедмитрий I всего год, уже в 1606 году он был свергнут и убит, а его прах, в назидание будущим лжецарям, был развеян над Москвой выстрелом из пушки в сторону польской границы. А смута продолжалась…

😢 Так и живет Россия, переходя из одной смуты в другую, радуясь редкими просветлениями-потеплениями и плюя с высоты Спасской башни на все предостерегающие пророчества. Платить-то народу.

 
 

Жанр, рифма и тропы

✨ Произведение написано в жанре баллады-элегии, оно вошло в бальмонтовский цикл «Отсветы зарева» из сборника «Горящие здания».

Композиция линейная и состоит из семи катренов, строки которых соединены перекрестной рифмовкой (Годунова – страны – крова – луны), где женская рифма чередуется с мужской.

Выразительные средства:

  • ✔ Метафоры (глухие дни, пасмурная страна, «гроба, отяжелелые от гнили», адский хлеб).
  • ✔ Эпитеты (дольный мир, вой протяжный, иссохшие скелеты, чахлая трава, сумрачный вертеп и т д).
  • ✔ Олицетворения (солнце со свирепостью смотрело, блуждали смерть и злоба).
  • ✔ Сравнение (как скот).

☝ Тяжелое, но необходимое для прочтения, стихотворение, главная задача которого не допустить на Руси новой смуты, открыть людям глаза и предостеречь от беды. В 2023 году оно не менее актуально, чем в 1899 г.

Слушаем аудио

Развернуть