Текст
Она сидела на полу
И груду писем разбирала,
И, как остывшую золу,
Брала их в руки и бросала.
Развернуть
Брала знакомые листы
И чудно так на них глядела,
Как души смотрят с высоты
На ими брошенное тело…
О, сколько жизни было тут,
Невозвратимо пережитой!
О, сколько горестных минут,
Любви и радости убитой!..
Стоял я молча в стороне
И пасть готов был на колени,-
И страшно грустно стало мне,
Как от присущей милой тени.
1858 год.
😢 Стихотворение «Она сидела на полу» написано Тютчевым в 1858 году и посвящено любовному треугольнику, в котором углами были сам Федор Иванович, его жена Эрнестина и юная любовница Елена Денисьева. Стих отлично передает эмоции жизненной ситуации, когда чаша семьи разбивается, но осколки ещё разлетелись недалеко и их можно будет собрать (и они соберутся!).
История написания
Произведение пишется, когда Тютчеву 55 лет и он грешен тем, что влюбился в девушку, которая на 23 года его младше (Амур выстрелил 9 лет назад). Возможно, все и прошло бы незаметно для жены и общества, как бывает часто, но Елена (любовница) забеременела, а Эрнестина (жена) про это узнала.
😡 На Тютчева свалился общественный пресс гнева и сложно было сопротивляться ему, ибо Федор Иванович перешел границы общественных норм. За одно надо отдать должное поэту и мыслителю – он не бросил Елену Денисьеву и 14 лет сохранял с ней отношения, пока любовница не умерла.
Только после смерти любовницы Федор Иванович постучал в двери спальни жены, получил от неё прощение и супружеские отношения возобновились.
Что касается стиха, то он описывает реальную картину уничтожения писем Тютчева к своей жене, когда та узнала, что у мужа есть любовница. Федор Иванович однажды увидел картину превращения писем в прах и не смог пройти мимо её переложения на стихи.
Разбираем сюжет стиха
Первая строфа стихотворения и есть немая сцена уничтожения писем Тютчева его женой, которая устроила бумаге экзекуцию в том месте, где нахлынули эмоции – на полу:
Она сидела на полу
И груду писем разбирала.
😢 Она не просто уничтожала прошлое, Эрнестина Тютчева читала каждое письмо, каждое слово, вновь окуналась в дни счастья и только после этого уничтожала письмена. Она как-бы оставляла слепок, резервную копию глубоко в сознании, но прятала его так глубоко, что с трудом могла бы найти сама. Нашла через 14 лет, когда любовница умерла.
О, сколько горестных минут,
Любви и радости убитой!..
На все это смотрел Тютчев и глубоко сопереживал жене, не имея понятия, что и как можно изменить, понимая свою вину, но не имея возможности переиграть этот акт жизни.
Стоял я молча в стороне
И пасть готов был на колени.
Стихотворение показывает нам эпизод из семейной жизни Тютчева, рассказанный им читателям для того, чтобы общество могло его простить, а если и не простить, то понять.
Художественные средства и рифма
☝ Главная тема произведения – это страдание женщины на фоне измены мужа и терзания самого мужа по причине невозможности что-то изменить.
Композиция подается от первого лица и состоит из нескольких частей:
- Картина женщины с письмами на полу – она вспоминает прошлое, страдает и уничтожает строки любви.
- Погружение в письма, в чувства их наполняющие.
- Раскаяние мужчины, который увидел жену в такой ситуации и бессилен что-то изменить.
Стихотворение написано в жанре любовной лирики (элегия), стихотворный размер – четырехстопный анапест.
✨ Рифмовка перекрестная (полу – разбирала – золу – бросала), где большинство рифм открытые за исключением третьей строфы (тут – пережитой – минут – убитой).
Из художественных троп отметим:
- Метафоры («Как души смотрят с высоты // На ими брошенное тело…», «любви и радости убитой»).
- Сравнения («письма, как остывшая зола», «глядела, как души смотрят с высоты», «грустно, как от присущей милой тени»).
- Эпитеты (горестные минуты, знакомые листы, брошенное тело, милая тень).
👍 Красивое стихотворение в жанре интимной лирики, в котором автор не побоялся описать сюжет из своей реальной жизни, как бы прося своей откровенностью прощения у двух женщин – жены и любовницы.