Девушка с письмами на полу

Текст

Она сидела на полу
И груду писем разбирала,
И, как остывшую золу,
Брала их в руки и бросала.

Развернуть

Брала знакомые листы
И чудно так на них глядела,
Как души смотрят с высоты
На ими брошенное тело…

О, сколько жизни было тут,
Невозвратимо пережитой!
О, сколько горестных минут,
Любви и радости убитой!..

Стоял я молча в стороне
И пасть готов был на колени,-
И страшно грустно стало мне,
Как от присущей милой тени.

1858 год.


😢 Стихотворение «Она сидела на полу» написано Тютчевым в 1858 году и посвящено любовному треугольнику, в котором углами были сам Федор Иванович, его жена Эрнестина и юная любовница Елена Денисьева. Стих отлично передает эмоции жизненной ситуации, когда чаша семьи разбивается, но осколки ещё разлетелись недалеко и их можно будет собрать (и они соберутся!).

История написания

Произведение пишется, когда Тютчеву 55 лет и он грешен тем, что влюбился в девушку, которая на 23 года его младше (Амур выстрелил 9 лет назад). Возможно, все и прошло бы незаметно для жены и общества, как бывает часто, но Елена (любовница) забеременела, а Эрнестина (жена) про это узнала.

😡 На Тютчева свалился общественный пресс гнева и сложно было сопротивляться ему, ибо Федор Иванович перешел границы общественных норм. За одно надо отдать должное поэту и мыслителю – он не бросил Елену Денисьеву и 14 лет сохранял с ней отношения, пока любовница не умерла.

Только после смерти любовницы Федор Иванович постучал в двери спальни жены, получил от неё прощение и супружеские отношения возобновились.

Что касается стиха, то он описывает реальную картину уничтожения писем Тютчева к своей жене, когда та узнала, что у мужа есть любовница. Федор Иванович однажды увидел картину превращения писем в прах и не смог пройти мимо её переложения на стихи.

Разбираем сюжет стиха

Первая строфа стихотворения и есть немая сцена уничтожения писем Тютчева его женой, которая устроила бумаге экзекуцию в том месте, где нахлынули эмоции – на полу:

Она сидела на полу
И груду писем разбирала.

😢 Она не просто уничтожала прошлое, Эрнестина Тютчева читала каждое письмо, каждое слово, вновь окуналась в дни счастья и только после этого уничтожала письмена. Она как-бы оставляла слепок, резервную копию глубоко в сознании, но прятала его так глубоко, что с трудом могла бы найти сама. Нашла через 14 лет, когда любовница умерла.

О, сколько горестных минут,
Любви и радости убитой!..

На все это смотрел Тютчев и глубоко сопереживал жене, не имея понятия, что и как можно изменить, понимая свою вину, но не имея возможности переиграть этот акт жизни.

Стоял я молча в стороне
И пасть готов был на колени.

Стихотворение показывает нам эпизод из семейной жизни Тютчева, рассказанный им читателям для того, чтобы общество могло его простить, а если и не простить, то понять.

 
 

Художественные средства и рифма

☝ Главная тема произведения – это страдание женщины на фоне измены мужа и терзания самого мужа по причине невозможности что-то изменить.

Композиция подается от первого лица и состоит из нескольких частей:

  1. Картина женщины с письмами на полу – она вспоминает прошлое, страдает и уничтожает строки любви.
  2. Погружение в письма, в чувства их наполняющие.
  3. Раскаяние мужчины, который увидел жену в такой ситуации и бессилен что-то изменить.

Стихотворение написано в жанре любовной лирики (элегия), стихотворный размер – четырехстопный анапест.

✨ Рифмовка перекрестная (полу – разбирала – золу – бросала), где большинство рифм открытые за исключением третьей строфы (тут – пережитой – минут – убитой).

Из художественных троп отметим:

  1. Метафоры («Как души смотрят с высоты // На ими брошенное тело…», «любви и радости убитой»).
  2. Сравнения («письма, как остывшая зола», «глядела, как души смотрят с высоты», «грустно, как от присущей милой тени»).
  3. Эпитеты (горестные минуты, знакомые листы, брошенное тело, милая тень).

👍 Красивое стихотворение в жанре интимной лирики, в котором автор не побоялся описать сюжет из своей реальной жизни, как бы прося своей откровенностью прощения у двух женщин – жены и любовницы.

Читает NaKonechnaya

Развернуть