&Мандельштам и Фрейндлих

Текст

Она еще не родилась,
Она и музыка и слово,
И потому всего живого
Ненарушаемая связь.

Развернуть

Спокойно дышат моря груди,
Но, как безумный, светел день.
И пены бледная сирень
В мутно-лазоревом сосуде.

Да обретут мои уста
Первоначальную немоту —
Как кристаллическую ноту,
Что от рождения чиста!

Останься пеной, Афродита,
И слово в музыку вернись,
И сердце сердца устыдись,
С первоосновой жизни слито.

1910 год.


✨ В стихотворении «Silentium» чувствуется приверженность Мандельштама акмеизму, когда материальное довлеет над духовным и делает слово, в первую очередь, камнем, инструментом для заполнения пустоты. Стих написан в 1910 году, в этом же году был опубликован в журнале «Аполлон», а после вошел в первый сборник Осипа Эмильевича «Камень» (1913 г).

Влияние Тютчева

☝ В стихотворении чувствуется влияние поэзии Тютчева, Мандельштам не ограничивается поверхностным взглядом на предмет, а желает рассмотреть его суть, относится к поэзии с полным серьезом.

Отметим, что и у Тютчева есть одноименный стих, только он написан на 80 лет ранее, в 1830 год, но также посвящен тишине, глубине молчания.

Многие стихи Тютчева Осип знал наизусть, отсюда такое тесное переплетение мыслей и форм подачи материала читателю.

Разбираем сюжет

Первый вопрос в первой же строке стиха – кто такая «она», кому ещё предстоит родиться, кому придется быть и музыкой, и словом? Скорее всего, это любовь, ожиданием которой полон Мандельштам в 1910 году, в 19 лет.

Она еще не родилась,
Она и музыка и слово.

💖 Она и есть связь всего живого, ведь без любви мир теряет смысл, точнее он становится большим зоопарком, но в нём никогда не будет зрителей, так как они стали обитателями клеток.

Да обретут мои уста
Первоначальную немоту.

☝ Осип Эмильевич считает, что для рождения любви нужна тишина, только на её фоне набатом, колоколом звучат слова «Я тебя люблю», у них не будет такого веса, если они сказаны на фоне тысяч других слов.

Завершается стих пожеланием Афродите остаться пеной для будущего заполнения пустоты, а слово должно вернуться в музыку и наполнить её собой, как и должен видеть мир акмеист.

Останься пеной, Афродита,
И слово в музыку вернись.

 

 
 
 

Анализ филолога

📝 Стих написан в четыре авторские строфы в жанре философской лирики четырехстопным ямбом. Композиция состоит из нескольких частей – от обращения к Афродите до призыва к ней же не рождаться, а оставаться пеной моря, которая наполнит собой пустые формы на берегу жизни.

Рифмовка кольцевая, первая строчка рифмуется с четвертой в строфе, а вторая с третьей (родилась – слово – живого – связь). Рифмы открытые и закрытые.

Средства выразительности (художественные тропы):

  1. Метафоры (всего живого ненарушаемая связь, пены бледная сирень, спокойно дышат моря груди).
  2. Эпитеты (бледная сирень, черно-лазоревый сосуд, первоначальная немота, кристаллическая нота).
  3. Сравнения (обретут уста немоту, как ноту).

К прочему отметим обращение в начале последней строфы и несколько восклицательных оборотов, придающих стихотворению пунктуационную динамику.

👀 Также приверженность течению акмеизм видна в стихотворение Мандельштама «Раковина», написанном на год позже, в 1911 году. Рекомендуем к прочтению.

Читает Алиса Фрейндлих

Развернуть