📝 Афанасий Фет отлично использовал в своих стихах художественные средства, что помогало поэту-пейзажисту наполнять строки выразительностью и передавать читателю глубокие и реалистичные образы. Одними из наиболее применимых троп в лирике Фета являются олицетворения и метафоры, их мы сегодня и разберем на реальных примерах из стихотворений «Весенний дождь», «Осенняя роза» и «Вечер».
Метафоры у Фета
☝ Коротко о самом понимании метафоры – это средство выразительности, слово или фраза, которое употребляется в переносном значении и сравнивает предмет (явление, событие) с другим на основе общих свойств.
Простейший пример метафоры:
Золотые волосы.
Свойства золота переносятся на «волосы» и наделяют их новыми качествами в переносном смысле «волосы, как золото».
В произведении «Весенний дождь» мы видим следующие метафорические связки:
- Качаясь, движется завеса.
- Золотая пыль.
- Что-то подошло и барабанит.
☝ В первом примере завеса наделяется свойствами качелей, что является переносным смыслом, во втором пыль становится похожей на золото, а в третьем дождь получает качества барабанщика)). Всё понятно?
В стихе «Осенняя роза» ярко выраженная метафора одна – это:
Осыпал лес свои вершины.
Лес не может «осыпать», он не живой, а Фет наделил его качествами живого существа, что является метафорическим сравнением и чуть-чуть олицетворением.
Заглянув в стих «Вечер» мы увидим метафоры:
- Разлетелись облака.
- Убегает на запад река.
- Вздохи дня есть в дыханье ночном.
☝ В первом случае поэт показывает, что небо стало чистым, во втором река бежит за заходящим солнцем, что свойственно вечеру, а в третьем Фет показывает вечер между днем и ночью, когда первый сожалеет о своем временном уходе.
Примеры олицетворений
Не меняя ярко смотрятся олицетворения Афанасия Фета, главная художественная задача которых оживлять неживые предметы, наделяя их свойствами и качествами живого существа.
В «Весеннем дожде» олицетворение одно, но она яркое и запоминающееся:
Воробей купается.
✨ Как известно, птицы не могут купаться, этим грешат люди, но поэт наделяет воробья человеческими качествами с помощью художественного средства.
В «Осенней розе» олицетворений много, это:
- Дохнул сентябрь.
- Весною веешь.
- Сад обнажил своё чело.
Как известно из законов физики)), сентябрь не может дышать, но он получил от Фета в подарок дыхание с помощью олицетворения и после этого «дохнул».
Роза же с помощью магии поэта начала «веять» весной, а сад уподобился нескромной восточной девице и обнажил лицо, получив для этого человеческие качества.
В произведении «Вечер» олицетворения:
- Вздохи дня.
- Немая роща.
- Убегает река.
В этих тропах неодушевленные день, роща и река наделяются качествами живого существа и начинают, соответственно, вздыхать, неметь и убегать.
💥 Отметим, что в редких случаях фраза может быть олицетворением и метафорой одновременно.
Кроме метафор и олицетворений Фет использует в стихах и другие тропы, например, эпитеты, инверсии, анафоры, сравнения и т д, но об этих средствах выразительности блог Stihirus24 расскажет отдельно, чтобы не делать из урока винегрет.