Поздняя лирика Фета

Текст

Проснулся я. Да, крышка гроба. — Руки
С усильем простираю и зову
На помощь. Да, я помню эти муки
Предсмертные. — Да, это наяву! —
И без усилий, словно паутину,
Сотлевшую раздвинул домовину

Развернуть

И встал. Как ярок этот зимний свет
Во входе склепа! Можно ль сомневаться? —
Я вижу снег. На склепе двери нет.
Пора домой. Вот дома изумятся!
Мне парк знаком, нельзя с дороги сбиться.
А как он весь успел перемениться!

Бегу. Сугробы. Мёртвый лес торчит
Недвижными ветвями в глубь эфира,
Но ни следов, ни звуков. Всё молчит,
Как в царстве смерти сказочного мира.
А вот и дом. В каком он разрушеньи!
И руки опустились в изумленьи.

Селенье спит под снежной пеленой,
Тропинки нет по всей степи раздольной.
Да, так и есть: над дальнею горой
Узнал я церковь с ветхой колокольней.
Как мёрзлый путник в снеговой пыли,
Она торчит в безоблачной дали.

Ни зимних птиц, ни мошек на снегу.
Всё понял я: земля давно остыла
И вымерла. Кому же берегу
В груди дыханье? Для кого могила
Меня вернула? И моё сознанье
С чем связано? И в чём его призванье?

Куда идти, где некого обнять,
Там, где в пространстве затерялось время?
Вернись же, смерть, поторопись принять
Последней жизни роковое бремя.
А ты, застывший труп земли, лети,
Неся мой труп по вечному пути!

1879 год.


👼 Стихотворение «Никогда» написано Афанасием Фетом в 1879 году, относится к позднему периоду творчества и имеет оригинальную для поэта композицию. Стих затрагивает вопросы жизни и смерти, касается темы вечности небесного и бренности земного.

Краткая история

Произведение пишется после визита Фета к больному Льву Толстому в Ясную поляну, последнему будет и отправлен стих сразу после написания.

Возникли проблемы с публикацией стиха, так как основной издатель Фета, журнал «Русская речь», не захотел печатать стихотворение без правки. От неё Афанасий Афанасьевич отказался, поэтому произведение впервые увидело свет в «Огоньке», где его приняли без правок.

Разбор сюжета

😢 По сюжету лирический герой просыпается в гробу (ой и любил Фет писать про гробы и сон), видит над собой крышку гроба, как символ полного пизд@ца, но тужится и выбирается из деревянного ящика.

Проснулся я. Да, крышка гроба…

Точной инструкции по выходу из гроба нет, нам понятно только, что герой сначала звал на помощь, но после плюнул на сигнал SOS и кое-как выбрался сам.

И встал. Как ярок этот зимний свет…

Снаружи буйствует зима, её яркий свет есть противопоставление мраку гробницы, где никак нельзя поскрипеть ногами по свежему снегу.

Гроб находится в склепе, но двери в нём нет, что радует лирического героя, который не видит проблем идти домой, чтобы напугать родных своим воскрешением и составить конкуренцию Христу.

Пора домой. Вот дома изумятся!

Они не изумятся, а об@срутся, но эти тонкости опустим, ибо, забегая вперед, скажем - некому

Далее воскресший бежит по сугробам в парке, не без основания думая, что тот, кто его временно воскресил, тот может и передумать.

Пока лирический герой отлеживался в гробу, дом пришел в полное запустение и встречает его в разрушенном состоянии.

А вот и дом. В каком он разрушеньи!

☠ Не желая зависать в разрушенной халупе воскресший решил побродить по селению, благо все осталось на своем месте – вот и церковь с ветхой колокольней, торчащая над окрестностями, как замерзший путник на снежной равнине.

Вокруг ни души и наш герой понимает, что скончался не только он – умер весь мир и более его не будет никогда.

Всё понял я: земля давно остыла
И вымерла…

😡 Для кого же тогда потуги по выходу из гроба, для кого бег босыми ногами по сугробам, если мир умер и ему сказали сверху Аминь? Зачем было просыпаться от такого сладкого могильного сна?

Идти некуда, обнять некого, не лучше ли вернуться в гроб и мертвому возвратиться в дружное своей неизменностью царство мертвых?

А ты, застывший труп земли, лети,
Неся мой труп по вечному пути!

Стих на это ответы не дает, поэтому тут пусть каждый додумает для себя, что лучше – быть мертвым среди мертвых или живым среди пустоты…

 
 

Рифма, размер и тропы

☝ Стихотворение написано пятистопным ямбом в жанре философской лирики, имеет последовательное развитие композиции и комбинированную рифмовку, где перекрестная рифма сочетается со смежной (руки – зову – муки – наяву – паутину – домовину).

Средства художественной выразительности:

  1. ✔ Эпитеты (предсмертные муки, зимний свет, степь раздольная, дальняя гора, ветхая колокольня и т д).
  2. ✔ Сравнение (словно паутину, «колокольня, как мерзлый путник»
  3. ✔ Олицетворение (мертвый снег).
  4. ✔ Метафора (мертвый лес торчит недвижными ветвями вглубь эфира).

Отметим также несколько риторических вопросов и восклицание в концовке, на которую и приходится кульминация в стихотворении.

☠ Созвучен этому произведению стих «Грезы» (1859 год), где лирический герой умер во сне и получил от этой искусственной смерти достаточное удовлетворение, почти кайф словил).

Читает Павел Каев

Развернуть