Мир Брюсова

Полный текст

Я помню этот мир, утраченный мной с детства,
Как сон непонятый и прерванный, как бред…
Я берегу его — единое наследство
Мной пережитых и забытых лет.
Я помню формы, звуки, запах… О! и запах!
Амбары темные, огромные кули,
Подвалы под полом, в грудях земли,
Со сходами, припрятанными в трапах,

Развернуть

Картинки в рамочках на выцветшей стене,
Старинные скамьи и прочные конторки,
Сквозь пыльное окно какой-то свет незоркий,
Лежащий без теней в ленивой тишине,
И запах надо всем, нежалящие когти
Вонзающий в мечты, в желанья, в речь, во все!
Быть может, выросший в веревках или дегте
Иль вползший, как змея, в безлюдное жилье,
Но царствующий здесь над всем житейским складом,
Проникший все насквозь, держащий все в себе!
О, позабытый мир! и я дышал тем ядом,
И я причастен был твоей судьбе!
Я помню: за окном, за дверью с хриплым блоком
Был плоский и глухой, всегда нечистый двор.
Стеной и вывеской кончался кругозор
(Порой закат блестел на куполе далеком).
И этот старый двор всегда был пуст и тих,
Как заводь сорная, вся в камышах и тине…
Мелькнет монахиня… Купец в поддевке синей…
Поспешно пробегут два юрких половых…
И снова душный сон всех звуков, красок, линий.
Когда въезжал сюда телег тяжелый ряд
С самоуверенным и беспощадным скрипом, —
И дюжим лошадям, и безобразным кипам,
И громким окрикам сам двор казался рад.
Шумели молодцы, стуча вскрывались люки,
Мелькали руки, пахло кумачом…
Но проходил тот час, вновь умирали звуки,
Двор застывал во сне, привычном и немом…
А под вечер опять мелькали половые,
Лениво унося порожние судки…
Но поздно… Главы гаснут золотые.
Углы — приют теней — темны и глубоки.
Уже давно вся жизнь влачится неисправней,
Мигают лампы, пахнет керосин…
И скоро вынесут на волю, к окнам, ставни,
И пропоет замок, и дом заснет — один.
Я помню этот мир. И сам я в этом мире
Когда-то был как свой, сливался с ним в одно.
Я мальчиком глядел в то пыльное окно,
У сумрачных весов играл в большие гири
И лазил по мешкам в сараях, где темно.
Мечтанья детские в те дни уже светлели;
Мне снились: рощи пальм, безвестный океан,
И тайны полюсов, и бездны подземелий,
И дерзкие пути междупланетных стран.
Но дряхлый, ветхий мир на все мои химеры
Улыбкой отвечал, как ласковый старик.
И тихо надо мной — ребенком — ник,
Громадный, неподвижный, серый.
И что-то было в нем родным и близким мне.
Он глухо мне шептал, и понимал его я…
И смешивалось все, как в смутном сне:
Мечта о неземном и сладкий мир покоя…
. . . . . . . . . . . . . . . . . .
Недавно я прошел знакомым переулком
И не узнал заветных мест совсем.
Тот, мне знакомый, мир был тускл и нем —
Теперь сверкало все, гремело в гуле гулком!
Воздвиглись здания из стали и стекла,
Дворцы огромные, где вольно бродят взоры…
Разрыты навсегда таинственные норы,
Бесстрастный свет вошел туда, где жалась мгла.
И лица новые, и говор чужд… Все ново!
Как сказка смелая — воспоминанья лет!
Нет даже и во мне тогдашнего былого,
Напрасно я ищу в душе желанный след…
В душе все новое, как в городе торговли,
И мысли, и мечты, и чаянья, и страх.
Я мальчиком мечтал о будущих годах:
И вот они пришли… Ну, что же? Я таков ли,
Каким желал я быть? Добыл ли я венец?
Иль эти здания, все из стекла и стали,
Восставшие в душе, как призрачный дворец,
Все утоленные восторги и печали,
Все это новое — напрасно взяло верх
Над миром тем, что мне — столетья завещали,
Который был моим, который я отверг!

1903 год.


✨ Стихотворение, застывшее на бумаге под пером Брюсова в 1903 году, есть попытка поэта заглянуть в своё далекое прошлое и сопоставить его с настоящим. Стих пишется, когда Валерию Яковлевичу 30 лет, он уже признанный поэт, но его тонкая душа ностальгирует по детским годам, пытается их проанализировать и сопоставить с днём сегодняшним.

Утраченное детство

☝ Произведение "Мир" состоит из двух частей, в первой лирический герой, он же сам Брюсов, вспоминает далекое прошлое и ностальгирует по минувшему.

Я помню этот мир, утраченный мной с детства…

Сейчас прошлое похоже на сон, временами смахивает на бред, но автор строк бережет его, как наследие.

Я берегу его — единое наследство
Мной пережитых и забытых лет…

Далее, с четвертой строки и ниже, идет перечисление далеких образов детства – форм, запахов и звуков, окружавших мальчика Валеру в 70-х годах XIX века.

😢 В памяти плывут амбары подозрительной темноты и картины на выцветших стенах, пыльное стекло окон и запах, запах которых сохранился до 30 лет и символизирует детство и отрочество.

Ниже автор обращается к старому миру, к его яду и забвению, как причастное лицо, как свидетель прошлого, как невольный герой минувшего.

О, позабытый мир! и я дышал тем ядом,
И я причастен был твоей судьбе!

И снова идет повторение образов, за которые автор цепляется в воспоминаниях и с их помощью вытаскивает из прошлого что-то тягучее и покрытое плесенью.

Смерть отвергнутого

☝ Вторая часть произведения – это попытка совместить прошлое и настоящее посещением тех мест, где прошло детство лирического героя.

Недавно я прошел знакомым переулком
И не узнал заветных мест совсем…

😢 Однако попытка сделать микст развенчана, старое уже заменило новое, на месте ветхих построек здания из стекла и бетона, на месте амбаров дворцы. Оказывается, прошлое нельзя поставить на место настоящего, тот мир ушел в небытие и до него можно дотронуться только в воспоминаниях, вытаскивая их за уши из глубин собственной души.

Мечты мальчика отчасти сбылись – он мечтал о будущем и вот оно здесь, зачем же пытаться вернуть прошлое – достаточно о нём воспоминаний…

Завершается стихотворение горьким восклицанием:

Все это новое — напрасно взяло верх
Над миром тем, что мне — столетья завещали,
Который был моим, который я отверг!

😢 Это показывает печаль поэта о невозможности вернуть прошлое хотя бы на день, но виной тому он сам – он, который пошел по дороге жизни вперед и собственноручно отверг старое, как пекарь отвергает муку в угоду хлебу, как хлеб отвергает мечты гурмана в угоду жизни.

 
 

Жанр, рифма, композиция и тропы

☝ Стих написан в миксте жанров гражданской и бытовой лирики и имеет двухчастотную композицию линейного типа с последовательной прорисовкой художественных образов и финалом.

Рифмовка смешанная – перекрестная и кольцевая (детства – бред – наследство – лет – запах – кули – земли – трапах) с открытыми и закрытыми рифмами.

Основные средства художественной выразительности:

  1. ✔ Эпитеты (сладкий мир, амбары темные, дерзкие пути, огромные кули, нечистый двор и т д).
  2. ✔ Метафоры (груди земли, углы приют теней, мечты уже светлели).
  3. ✔ Олицетворения (дом заснет, двор рад, бродят взоры, пропоет замок, умирали звуки и т п.).
  4. ✔ Инверсии (сон непонятный, амбары темные, заводь сорная, поддевка синяя и т д.).

✔ В стихотворении также встречаются восклицательные предложения, придающие строкам нужную автору ритмику, восклицанием же произведение и заканчивается, как будто поэт ставит в конце жирную точку своей уверенности в сказанном.

Брюсов. Лекция о творчестве

Развернуть