Гиппиус и Керенский

Текст

Проклятой памяти безвольник,
И не герой — и не злодей,
Пьеро, болтун, порочный школьник.
Провинциальный лицедей,

Развернуть

Упрям, по-женски своенравен,
Кокетлив и правдиво-лжив,
Не честолюбец — но тщеславен,
И невоспитан, и труслив...

В своей одежде неопрятной
Развел он нечисть наших дней,
Но о свободе незакатной
Звенел, чем дале, тем нежней...

Когда распучившейся гади
Осточертела песнь Пьеро, —
Он, своего спасенья ради,
Исчез, как легкое перо.

Ему сосновый скучен шелест...
Как претерпеть унылый час?
А здесь не скучно: гадья челюсть,
Хрустя, дожевывает нас.

Забвенья нет тому, что было.
Не смерть позорна — пусть умрем...
Но увенчает и могилу
Пьеро — дурацким колпаком.

Март 1918 года.


✨ Стихотворение «Кто он» написано Зинаидой Николаевной Гиппиус в 1918 году, когда поэтессе уже стало на 100% понятно, к чему привел большевистский бунт и что надежды на возрождение России можно удалять из ближайших ожиданий.

Кому посвящено стихотворение

😢 Стих посвящен Александру Керенскому – главе временного правительства, который в 1917 году оказался (цитата):

«Между наковальней большевиков и молотом корниловцев».

Не имея поддержки армии, Керенский бежал из Зимнего дворца во время октябрьского переворота на машине американского посла и всю оставшуюся жизнь провел в эмиграции.

Зинаида Гиппиус лично знала Александра Керенского и посвятила строки стихотворения ему – звезде, вспыхнувшей на политическом небосводе России, но так быстро закатившейся, что не все успели её и разглядеть.  

Краткий анализ

📝 Это стихотворение есть краткое описание Керенского от Гиппиус, где поэтесса дает политику оценку и прорисовывает для читателя его образ, достаточно неприглядный.

Кто же он, Керенский? Безвольник, Пьеро, болтун, лицедей?  Он отчасти упрям, отчасти кокетлив и своенравен, он не отличается воспитанием, труслив и тщеславен, но не честолюбец. Самый простой ответ на главный вопрос стихотворения дает вторая строка первого катрена:

И не герой — и не злодей…

☝ Он запел России песню свободы и демократии, но его песнопения быстро наскучили стране, привыкшей к той или иной тирании. Керенского снесли на втором куплете и отправили в политическое небытие, как всегда поступают в России с теми, кто не захотел перестрелять половину народа руками второй части народонаселения.

Он, своего спасенья ради,
Исчез, как легкое перо…

В финале стихотворения Гиппиус резюмирует тему конечной оценкой Керенского-Пьеро:

Но увенчает и могилу
Пьеро — дурацким колпаком…

По версии Зинаиды Николаевны, Александр Федорович останется в памяти русской истории дураком, что в просвете российских реалий, может, и неплохо, так как большинство правителей остались в истории тиранами и убийцами.

 
 

Средства выразительности

☝ Стихотворение состоит из шести авторских строф, строки которых связываются перекрестной рифмовкой (безвольник – злодей – школьнику – лицедей) с открытыми и закрытыми рифмами.

Наиболее выразительными художественными средствами видятся:

  1. ✔ Эпитеты: порочный школьник, провинциальный лицедей, легкое перо, дурацкий колпак.
  2. ✔ Антитеза «и не герой – и не злодей».
  3. ✔ Инверсии: одежда неопрятная, свобода незакатная.
  4. ✔ Сравнение: «исчез, как легкое перо».

Жесткое произведение, в котором мало любезности по отношению к главному герою, но такова жизнь – она не награждает лаврами проигравшего.

💕 Полная подборка избранных стихотворений Гиппиус на этой странице, рекомендуем глубже ознакомиться с творчеством поэтессы Серебряного века, которую современники называли «сатанессой» и «зеленоглазой ведьмой».

Сатанесса Серебряного века

Развернуть