Молодая Зинаида Гиппиус

Читаем строки

Полуувядших лилий аромат
Мои мечтанья легкие туманит.
Мне лилии о смерти говорят,
О времени, когда меня не станет.

Развернуть

Мир – успокоенной душе моей.
Ничто ее не радует, не ранит.
Не забывай моих последних дней,
Пойми меня, когда меня не станет.

Я знаю, друг, дорога не длинна,
И скоро тело бедное устанет.
Но ведаю: любовь, как смерть, сильна.
Люби меня, когда меня не станет.

Мне чудится таинственный обет...
И, ведаю, он сердца не обманет, –
Забвения тебе в разлуке нет!
Иди за мной, когда меня не станет.

17 октября 1895 года.


✨ В стихотворении «Иди за мной» Гиппиус заглядывает смерти в лицо, слышит в шепоте лилий таинственные слова о старухе с косой и оставляет заветы тем, кто идет по жизни рядом с ней. Стих написан в 1895 году, когда Зинаиде Николаевне всего 25 лет, перед ней вся жизнь, но преклонение перед величием смерти уже живет в сердце экстравагантной поэтессы.

Фон стихотворения

💕 В 1895 году Гиппиус с мужем Мережковским живут в Питере, на 5 этаже дома Мурузи, где их квартира превратилась в литературный салон. Нет такого поэта или философа тех лет, кто бы не побывал у Гиппиус, ибо это было похоже не крещение, после которого ты был принят во все круги Санкт-Петербурга.

Шаманила на вечерах в доме Мурузи сама Гиппиус, Мережковский был на вторых ролях, довольствуясь ролью свободного философа.

Возможно, в один из таких вечеров и родился этот стих, после прочтения которого по коже пробегают мурашки от соприкосновения с чем-то огромным, но холодным и бледным… со смертью…

Анализ четырех катренов

☝ В первом катрене лирическая героиня, за маской которой хорошо заметна сама Гиппиус, рассказывает, что лилии уже сейчас ей говорят о времени, когда она умрет. Отметим эпитет первого катрена «полуувядшие лилии», что показывает их между жизнью и смертью – ещё не там, уже не здесь… Может быть, на этом переходном этапе в момент написания строк чувствует себя и 25-летняя Гиппиус, потому она и слышит шепот цветов?

Мне лилии о смерти говорят,
О времени, когда меня не станет.

☝ Вторая строфа продолжает тему смерти, в ней героиня обращается с просьбой не забывать её после смерти и постараться понять, когда на земле станет одним человеком меньше.

Просьба имеется и в третьем катрене, где лирическая героиня признается в краткости жизненного пути, быстрой усталости тела, а также просит, умоляет любить её и после смерти…

Но ведаю: любовь, как смерть, сильна.
Люби меня, когда меня не станет.

Мощно смотрится сравнение любви и смерти, их сопоставление, как двух великих сил.

Финальная строфа – это итог всего стихотворения, это призыв идти за героиней, когда её не станет. Возможно, это не буквальный зов следовать за ней в мир мертвых, а просьба продолжать жить по заветам героини – продолжать любить, ведь любовь такая же сильная, как и смерть.

Иди за мной, когда меня не станет.

 

 
 
 

Жанр, тропы, рифма

✨ Стих написан в жанре мистическо-философской лирики и имеет перекрестную рифмовку (аромат – туманит – говорят – не станет), где открытая рифма есть только в четвертой строфе (длинна – сильна), остальные закрытые.

Средства художественной выразительности:

  1. ✔ Эпитеты (полуувядших лилий, последние дни, тело бедное, таинственный обет).
  2. ✔ Олицетворения (лилии говорят, обет не обманет).
  3. ✔ Инверсия (тело бедное).
  4. ✔ Сравнение («любовь, как смерть, сильна»).

Отметим три доминантные просьбы-обращения героини – «пойми меня», «люби меня», «иди за мной», через которые и проходит вся суть стихотворения.

💕 Еще одно переплетение любви и смерти мы видим в стихотворении Гиппиус «Любовь одна», которое написано на год позже и показывает отношение поэтессы к этому великому чувству и измене.

А Крупнов - песня на слова

Анатолий Крупной написал песню на слова Гиппиум незадолго до смерти... Исполнил и умер, исполнив до конца свой завет любви...

Развернуть