Вечерняя заря

Текст

Заря прощается с землею,
Ложится пар на дне долин,
Смотрю на лес, покрытый мглою,
И на огни его вершин.

Развернуть

Как незаметно потухают
Лучи и гаснут под конец!
С какою негой в них купают
Деревья пышный свой венец!

И все таинственней, безмерней
Их тень растет, растет, как сон;
Как тонко по заре вечерней
Их легкий очерк вознесен!

Как будто, чуя жизнь двойную
И ей овеяны вдвойне, —
И землю чувствуют родную,
И в небо просятся оне.

1858 год.


🌜 Одну из загадок природы, на фоне любви и грусти к ней, пытается разгадать Афанасий Фет в стихотворении «Земля прощается с зарею», которое написано великим русским лириком в 1858 году. Стих наполнен нежностью чувств, поэт размышляет в произведении о месте природы в жизни человека, пытаясь слить в единое бытие Homo Sapiens и таинственность вечернего заката.

Фон произведения

💕 За год до написания строк Фет женится на Марии Боткиной, имеющей близкие родственные связи с критиком Боткиным, а в начале 1858 года уходит в отставку, имея чин штаб-ротмистра.

До переезда в имение Степановка (оно ещё не куплено) 2 года и их Афанасий Афанасьевич проводит в Москве, продолжая писать годную лирику, радуя своих почитателей.

Анализ четырех катренов

👀 Первые строки стихотворения и есть его название, которое задает тон всему произведению и перемещает читателя на лоно природы. Мы видим прощание зари с землей, когда на дно долин ложится пар, а верхушки деревьев покрываются огнями заката.

Заря прощается с землею,
Ложится пар на дне долин.

Во втором катрене (четверостишие) мы видим медленное затухание закатных лучей, в которых деревья спешат искупать свои венцы перед долгой ночью.

Тени становятся все длинней и длинней, с удлинением приближается сон природы, они все тоньше и тоньше, слово бы, уменьшается граница между вечером и ночью.

Финал стиха продолжает тему предпоследнего катрена – тени деревьев, уменьшаясь и удлиняясь, как будто, ведут двойную жизнь – они не могут оторваться от родной земли и одновременно просятся в темнеющее небо.

И землю чувствуют родную,
И в небо просятся оне.

 

 
 
 

Средства выразительности, жанр и композиция

☝ Стих написан в жанре пейзажной лирики четырехстопным ямбом и имеет линейное развитие композиции. Рифмовка перекрестная (с землею – долин – мглою – вершин), где мы видим мужские и женские рифмы.

Из средств выразительности (художественных троп) отметим:

  1. ✔ Эпитеты (пышный венец, вечерняя заря, легкий очерк, жизнь двойная).
  2. ✔ Олицетворения (купают пышный венец (деревья), заря прощается).
  3. ✔ Метафора (лучи потухают и гаснут).
  4. ✔ Сравнение («растет, как сон).

В целом стихотворение очень тонкое и лиричное, но в нём есть и три восклицания, подчеркивающие торжественность заката, хотя и не нарушающие плавность течения повествования.

Читает А Солодилин

Развернуть