Полный текст
Интродукция — намеренное или случайное заселение какой-либо территории новым для неё видом.
Я - соловей: я без тенденций
И без особой глубины...
Но будь то старцы иль младенцы,-
Поймут меня, певца весны.
Развернуть
Я - соловей, я - сероптичка,
Но песня радужна моя.
Есть у меня одна привычка:
Влечь всех в нездешние края.
Я - соловей! на что мне критик
Со всей небожностью своей?-
Ищи, свинья, услад в корыте,
А не в руладах из ветвей!
Я - соловей, и, кроме песен,
Нет пользы от меня иной.
Я так бессмысленно чудесен,
Что Смысл склонился предо мной!
1918 год.
✨ Написанная в год начала эмиграции Северянина «Интродукция» является ответом поэта критикам, которые роем кружились над Игорем Васильевичем Лотаревым. Стих лег на бумагу в 1918 году и во многом является автопортретом, поданным автором с должной долей экспрессии и своего рода огрызания в сторону недоброжелателей.
Ответ соловья воронам
👼 Стих состоит из четырех катренов и каждый начинается с утверждения, что лирический герой есть соловей, который поет нездешние мотивы голосом своего врожденного, данного Богом, таланта.
Я - соловей, я – сероптичка…
👏 Впрочем, в 1918 году Северянин уже не подает себя, как «короля поэтов», он именуется невзрачной птичкой, которая, вместе с тем, умеет петь радужные песни и влечет все в край своего творчества.
Да, кое-где нет должной глубины строк, но:
Но будь то старцы иль младенцы,-
Поймут меня, певца весны.
Они поймут именно потому, что он поет для них и пытается открыть им с помощью поэзии новый мир, мир своего таланта, где правит Лира.
😡 В третьем катрене идет вынужденное нападение на критиков, которых автор «Ананасов в шампанском» называет не иначе как свиньями.
Ищи, свинья, услад в корыте,
А не в руладах из ветвей!
Им он советует находить объект для своих нападок в корыте, а не крутить рылом в его стихотворных руладах, где находится слепок души поэта.
✨ Финальная строфа – это подведение итога, когда лирический герой признает, что он всего лишь соловей, и ничего не умеет, кроме как петь. Если забрать у него это право, то он станет некем, но пока он поет, пока он «бессмысленно чудесен» в своем пении, то сам Смысл Вселенной склоняется перед ним, как ублаженный слушатель.
Я так бессмысленно чудесен,
Что Смысл склонился предо мной!
👼 Стих показывает интродукцию Северянина, когда поэт пытается завоевать новую для себя территорию с помощью поэзии и привить к ней любовь у местных аборигенов, сделав их почитателями сероптички.
Стихотворение открывает простую для поэта истину – его роль в мире – это не отбиваться от нападок критиков, а творить, доказывая своим пением, что он выше на голову их оскорбительных выводов и нападок.
Жанр, рифма, композиция и тропы
☝ По жанру стих относится к автопортрету, который ставится в противовес нападкам критики и доказывает право поэта на признание.
Композиция состоит из четырех катренов и развивается линейно, имея при этом акцентированный восклицанием финал.
☝ Рифмовка перекрестная (тенденций – глубины – младенцы – весны), где в первом и третьем катрене рифмы открытые и закрытые, во второй строфе только открытые, а в четвертой только закрытые (песен – иной – чудесен – мной).
Средства художественной выразительности:
- ✔ Эпитеты (нездешние края, особая глубина, песня радужна).
- ✔ Олицетворение (смысл склонится).
- ✔ Анафора (Я – соловей…).
- ✔ Неологизм (сероптичка).
☝ Отметим также риторический вопрос в третьем катрене и несколько восклицаний, которые придают строкам нужную эмоциональность и подчеркивают значимые для поэта места произведения.