Текст
Моя двусмысленная слава
Двусмысленна не потому,
Что я превознесен неправо, —
Не по таланту своему, —
Развернуть
А потому, что явный вызов
Условностям — в моих стихах
И ряд изысканных сюрпризов
В капризничающих словах.
Во мне выискивали пошлость,
Из виду упустив одно:
Ведь кто живописует площадь,
Тот пишет кистью площадной.
Бранили за смешенье стилей,
Хотя в смешенье-то и стиль!
Чем, чем меня не угостили!
Каких мне не дали «pastilles»!
Неразрешимые дилеммы
Я разрешал, презрев молву.
Мои двусмысленные темы —
Двусмысленны по существу.
Пускай критический каноник
Меня не тянет в свой закон, —
Ведь я лирической ироник:
Ирония — вот мой канон.
1918 год.
✨ Стихотворение, написанное Игорем Северяниным в 1918 году, есть ответ на нападки критики и попытка объяснить суть своего творчества. Стих объясняет противоречивость творчества Лотарева, сначала назвавшего себя великим, а после тянувшегося и дотянувшегося до этого Олимпа.
Две стороны славы
👼 В славе поэта-футуриста было две стороны – безусловный талант и очевидная склонность к эпатажу, которая подталкивала и стимулировала первый, являясь для него локомотивом.
Северянин не первый шел такой дорогой к славе, и до него, и после него, были множественные попытки обратить на себя внимание неординарными поступками, а потом переключить внимание на творчество.
☝ Сначала Северянин написал «Я гений», многие посмотрели в его сторону, надеясь разглядеть чудака, а он им показал неординарную, но достойную уважения лирику. Так Лотарев и взошел на Олимп поэтов – с одной стороны неся на себе бремя таланта, с другой используя для восхождения рычаг эпатажа, что и стало основой двусмысленности славы.
Краткий анализ
☝ В первом катрене лирический герой, в лице самого Северянина, коротко объясняет, что двусмысленность его вознесения вверх, не отрицает наличие у него таланта. Он, кроме дара свыше, бросил вызов условностям и преподнес читателям ряд изысканных сюрпризов.
А потому, что явный вызов
Условностям — в моих стихах…
☝ В третьей строфе автор отвечает тем, кто ищет в его поэзии пошлость – писать правду невозможно кистью лжи и кто рисует площадь, тот должен рисовать её площадной кистью. Надо говорить на языке времени и публики, ведь только так можно достучаться до сердец, не исказив истины.
Ведь кто живописует площадь,
Тот пишет кистью площадной…
👀 Далее идет ответ за смешение стилей в творчестве – по мнению Северянина, смешение и есть его стиль, он не коверкает старое, а создает из руин его праха новое!
Бранили за смешенье стилей,
Хотя в смешенье-то и стиль!
✨ В финале ответ поэта критику, живущему по старым канонам – единственный на сегодня канон автора – это ирония, все остальное пустое, всё остальное ступени для движения вверх, чтобы оттуда, с высоты, светить миру.
Ведь я лирической ироник:
Ирония — вот мой канон…
Четкий и понятный ответ талантливого поэта не только критикам, но и тем обывателям, которые не понимают правил движения вверх и живут заплесневевшим прошлым…
Жанр, рифма, композиция и тропы
☝ Стихотворение написано четырехстопным ямбом в жанре поэтического ответа критикам и имеет линейное развитие композиции с акцентированным финалом.
Рифмовка перекрестная (слава – потому – неправо – своему), где есть открытые и закрытые рифмы.
Средства художественной выразительности:
- ✔ Эпитеты (критический канонник, явный вызов, изысканные сюрпризы, лирический ироник, двусмысленная слава).
- ✔Олицетворения (презрев молву, капризничающие слова).
- ✔ Метафора (пишет кистью площадной).
- ✔ Инверсия (кистью площадной).
💕 Завершая анализ, предлагаем прочитать еще одно стихотворение Северянина, где он описывает особенности своего таланта – стих «Интродукция», написанный в этом же, 1918 году. Достойное произведение «соловья» и гения русской поэзии.