Текст
Полночной порою в болотной глуши
Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши.
Развернуть
О чем они шепчут? О чем говорят?
Зачем огоньки между ними горят?
Мелькают, мигают - и снова их нет.
И снова забрезжил блуждающий свет.
Полночной порой камыши шелестят.
В них жабы гнездятся, в них змеи свистят.
В болоте дрожит умирающий лик.
То месяц багровый печально поник.
И тиной запахло. И сырость ползет.
Трясина заманит, сожмет, засосет.
"Кого? Для чего? - камыши говорят,-
Зачем огоньки между нами горят?"
Но месяц печальный безмолвно поник.
Не знает. Склоняет все ниже свой лик.
И, вздох повторяя погибшей души,
Тоскливо, бесшумно, шуршат камыши.
1895 год.
🌾 В поэтическом цикле Константина Бальмонта «За пределы» есть несколько годных и манящих глубиной стихотворений, одно из них «Камыши», написанное в 1895 году. Стих можно отнести сразу к двум жанрам – философской и мистической лирики, хотя есть в произведении и пейзажные образы.
Коротко за историю стихотворения
😢 С момента попытки суицида Бальмонта прошло на год написания стиха 5 лет, Константин Дмитриевич уже полностью физически отправился от травм, хотя психологический осадок остался. В сборнике «За пределы» произведение идет четвертым, как раз перед сонетом «Подводные растения», который в определенной мере продолжил тему.
Жизнь поэта в этот временной отрезок течет плавно, творчество прокладывает тропу к Олимпу и все больше произведений приходятся по нраву читателям.
Анализ строк
☝ Анализируя стихотворение, не забываем, что Бальмонт символист, значит истина должна находится не только в строках, но и за ними, в глубине образов и символов.
По аналогии со стихотворением «Снежинка», автор наделяет болотные растения человеческими чувствами, прорисовывая их образ, как живой.
Полночной порою в болотной глуши
Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши.
👀 В первой строфе мы видим ночь на болоте и чуть слышный шелест камышей, которые и являются главным героем произведения. Во второй строфе Бальмонт задается вопросом, о чем они шепчутся и почему среди них горят блуждающим светом огоньки?
Огоньки то погаснут, то снова загораются, пугая мир своим мистическим светом, своей загадкой. В камышах идет своя ночная жизнь, в них посвистывают змеи и гнездятся жабы – вечные жители болота (четвертая строфа).
Далее мы видим несколько пугающе-мистических образных прорисовок, где трясина манит и норовит засосать случайного гостя, а свет месяца обретает багровый лик и пропадает в болотной тине.
В болоте дрожит умирающий лик.
То месяц багровый печально поник.
😢 Завершается стих сценой печального шуршания камышей, шёпот которых похож на вздор погибшей души и пробирает читателя этого стихотворения до мурашек.
И, вздох повторяя погибшей души,
Тоскливо, бесшумно, шуршат камыши.
Таинственный, мистический и печальный стих, подкупающий реалистично прорисовкой ночных образов болота и нагоняющий страх на незакаленные души.
Если учитывать особенности стиля «символизм», то болотом можно представить жизнь, в которой гнездятся не змеи и жабы, а грехи и страхи.
Тропы, композиция и рифмовка
☝ Стихотворение написано четырехстопным амфибрахием при смешении жанров мистической и философской лирики и имеет смежную рифмовку, где рифмуются соседние строки (глуши – камыши, говорят – горят). Большинство рифм закрытые.
Композиция кольцевая, стих начинается и заканчивается шуршанием камышей, шорох которых Бальмонт в начале не с чем не ассоциирует, а в финале сравнивает со вздохом погибшей души.
Средства художественной выразительности:
- ✔ Эпитеты (полночная пора, болотная глушь, блуждающий свет, умирающий лик, месяц багровый и т д.).
- ✔ Сравнение (дрожит умирающий лик – то месяц багровый поник).
- ✔ Оксюморон (бесшумно шуршат).
☝ Также Бальмонт использует элементы аллитерации (повторение шипящих согласных), что помогает произведению передать шелест камышей и иные звуки ночного болота.