Бродский уезжает из СССР

Текст

Холуй трясется. Раб хохочет.
Палач свою секиру точит.
Тиран кромсает каплуна.
Сверкает зимняя луна.

Развернуть

Се вид Отечества, гравюра.
На лежаке — Солдат и Дура.
Старуха чешет мертвый бок.
Се вид Отечества, лубок.

Собака лает, ветер носит.
Борис у Глеба в морду просит.
Кружатся пары на балу.
В прихожей — куча на полу.

Луна сверкает, зренье муча.
Под ней, как мозг отдельный,— туча.
Пускай Художник, паразит,
другой пейзаж изобразит.

1972 год.


📝 Стихотворение «Набросок» пишется Бродским в год отъезда из СССР, когда страна Советов решила, что больше не может дышать одним воздухом с талантливым, но своенравным поэтом. Стих ложится на бумагу в 1972 году и рисует несколько поэтических набросков советской реальности, которая по зову преемственности перекочевала после и в российскую действительность.

Галерея российской нищеты

👀 Произведение представляет собой череду картин о России, показывающих её духовную нищету и отсталость. Да, Отечество российское всегда славилось гениями, но их были единицы, остальное это рабы у престола царя, готовые по первому велению целовать ножки трона и идти умирать с радостью на лице.

Картина №1:

Холуй трясется. Раб хохочет.
Палач свою секиру точит

🌜 В этой картине мы видим под светом зимней луны тирана, который «кромсает каплуна» - то есть режет откормленного на мясо кастрированного петуха. Идиллия фантасмагории, ставшей в России реальностью – хохочущий раб в обнимку с трясущимся холопом и над всеми палач с секирой и петухом без яиц)).

Картина №2:

На лежаке — Солдат и Дура.

💥 Тут все понятно – одному воевать за батюшку-царя, президента или секретаря КПСС, второй рожать солдат.

Картина №3:

Старуха чешет мертвый бок.

Одно из самых четких и реалистичных изображений России, когда Отечество представлено в виде старухи, а её мертвый бок – это нереализованные мечты о величии.

😊 Далее Бродский рисует ещё несколько картин, где Борис просит Глеба дать в морду, а на балу кружатся пары, не замечая кучи дерьма в прихожей на полу. Блеск бального платья затмевает грязь прихожей, хочется видеть первое и представить, что второго нет.

В финале автор строк пытается найти причину таких мрачных картин и предлагает художнику нарисовать другие, боле светлые:

Пускай Художник, паразит,
другой пейзаж изобразит.

❓ А может, все-таки, виноват не художник, а те, кто оставил кучу в прихожей, те, кто хохочет и трясется перед властью, кто привык протирать золото канделябров старой рваной ветошью? А художник что, он рисует что видит и сам бы хотел нарисовать что-то светлое, с надеждой на фасаде.

☝ Иосиф Бродский не есть враг России, но как всякий думающий человек он хотел добиться в Отечестве изменений не на бумаге и не пряча грязь за красотой фасада, а реальным изменением положения вещей, реальному прогрессу народа и его четкой взаимосвязи с властью, с его наемным менеджментом.

 
 

Анализ кратко

📝 Стихотворение написано в четыре строфы, имеющих смежную рифмовку с мужскими и женским рифмами (гравюра – дура, бок – лубок).

Средств выразительности (троп) мало, но они есть:

  1. Эпитеты (зимняя луна, мертвый бок).
  2. Метафора (чешет мертвый бок).
  3. Олицетворение (собака носит).

Инверсии:

Кружатся пары на балу.
В прихожей — куча на полу.

Отлично читает стих М Козаков

Развернуть