Текст
Холуй трясется. Раб хохочет.
Палач свою секиру точит.
Тиран кромсает каплуна.
Сверкает зимняя луна.
Развернуть
Се вид Отечества, гравюра.
На лежаке — Солдат и Дура.
Старуха чешет мертвый бок.
Се вид Отечества, лубок.
Собака лает, ветер носит.
Борис у Глеба в морду просит.
Кружатся пары на балу.
В прихожей — куча на полу.
Луна сверкает, зренье муча.
Под ней, как мозг отдельный,— туча.
Пускай Художник, паразит,
другой пейзаж изобразит.
1972 год.
📝 Стихотворение «Набросок» пишется Бродским в год отъезда из СССР, когда страна Советов решила, что больше не может дышать одним воздухом с талантливым, но своенравным поэтом. Стих ложится на бумагу в 1972 году и рисует несколько поэтических набросков советской реальности, которая по зову преемственности перекочевала после и в российскую действительность.
Галерея российской нищеты
👀 Произведение представляет собой череду картин о России, показывающих её духовную нищету и отсталость. Да, Отечество российское всегда славилось гениями, но их были единицы, остальное это рабы у престола царя, готовые по первому велению целовать ножки трона и идти умирать с радостью на лице.
Картина №1:
Холуй трясется. Раб хохочет.
Палач свою секиру точит
🌜 В этой картине мы видим под светом зимней луны тирана, который «кромсает каплуна» - то есть режет откормленного на мясо кастрированного петуха. Идиллия фантасмагории, ставшей в России реальностью – хохочущий раб в обнимку с трясущимся холопом и над всеми палач с секирой и петухом без яиц)).
Картина №2:
На лежаке — Солдат и Дура.
💥 Тут все понятно – одному воевать за батюшку-царя, президента или секретаря КПСС, второй рожать солдат.
Картина №3:
Старуха чешет мертвый бок.
Одно из самых четких и реалистичных изображений России, когда Отечество представлено в виде старухи, а её мертвый бок – это нереализованные мечты о величии.
😊 Далее Бродский рисует ещё несколько картин, где Борис просит Глеба дать в морду, а на балу кружатся пары, не замечая кучи дерьма в прихожей на полу. Блеск бального платья затмевает грязь прихожей, хочется видеть первое и представить, что второго нет.
В финале автор строк пытается найти причину таких мрачных картин и предлагает художнику нарисовать другие, боле светлые:
Пускай Художник, паразит,
другой пейзаж изобразит.
❓ А может, все-таки, виноват не художник, а те, кто оставил кучу в прихожей, те, кто хохочет и трясется перед властью, кто привык протирать золото канделябров старой рваной ветошью? А художник что, он рисует что видит и сам бы хотел нарисовать что-то светлое, с надеждой на фасаде.
☝ Иосиф Бродский не есть враг России, но как всякий думающий человек он хотел добиться в Отечестве изменений не на бумаге и не пряча грязь за красотой фасада, а реальным изменением положения вещей, реальному прогрессу народа и его четкой взаимосвязи с властью, с его наемным менеджментом.
Анализ кратко
📝 Стихотворение написано в четыре строфы, имеющих смежную рифмовку с мужскими и женским рифмами (гравюра – дура, бок – лубок).
Средств выразительности (троп) мало, но они есть:
- Эпитеты (зимняя луна, мертвый бок).
- Метафора (чешет мертвый бок).
- Олицетворение (собака носит).
Инверсии:
Кружатся пары на балу.
В прихожей — куча на полу.