Текст
Все твое: тоска по чуду,
Вся тоска апрельских дней,
Все, что так тянулось к небу, —
Но разумности не требуй.
Я до смерти буду
Девочкой, хотя твоей.
Развернуть
Милый, в этот вечер зимний
Будь, как маленький, со мной.
Удивляться не мешай мне,
Будь, как мальчик, в страшной тайне
И остаться помоги мне
Девочкой, хотя женой.
1909-1910 год.
💕 Цветаевской стихотворение «Из сказки в сказку» хорошо отражает суть второго сборника поэтессы «Волшебный фонарь», где её лирическая героина уже пытается избавиться от иллюзий детства и семимильными шагами идти во взрослую жизнь.
В строках героиня обращается к таинственному возлюбленному, под маской которого ещё нет Сергея Эфрона (с ним Цветаева познакомится в 1911 и повенчается в 1912 году). Она обещает ему быть его девочкой до смерти, остается только дождаться апрельских дней, когда природа наливается соком любви.
Я до смерти буду
Девочкой, хотя твоей…
💖 Во второй части стиха героиня откровенно называет спутника милым и просит его не торопить жизнь – пусть он пока тоже побудет мальчиком, как и она в душе девочка в свои 18 неполных лет.
Милый, в этот вечер зимний
Будь, как маленький, со мной…
Наградой за это будет её статус (фу, слово какое) жены, в которой будет много от взрослой женщины и чуть-чуть от маленькой зимней девочки, цветки которой ещё набухают под февральским снегом.
😊 Красивый стих, где под гримом лирической героини видится сама Цветаева, уже делающая шаг во взрослую жизнь, но желающая на минутку задержаться в образе девочки. Она хочет, чтобы взрослая жизнь тоже стала сказкой, какой было и её детство, украшенное в светлые тона мечтаний.
Композиция, рифма и тропы
📝 Произведение написано в жанре наивной любовной лирики, а его композиция состоит из двух частей, где в первой части лирическая героиня обещает возлюбленному навсегда остаться его девочкой, а во второй стать и его женой.
Рифмовка смешанная (чуду – дней – небу – требуй – буду – твоей) с женской и мужской, открытой и закрытой рифмой.
Отметим средства художественной выразительности:
- Метафора (тоска по чуду).
- Эпитеты (апрельские дни, вечер зимний, страшная тайна).
- Сравнение (как маленький).
👀 В этом стихотворении уже хорошо заметен переход Цветаевой от нежности ранней лирики к более взрослой поэзии, где её героиня уже не совсем девочка, пусть пока и не полностью женщина.